Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Закономерности развития культуры Нового времени

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Европейская культура Нового времени, ее черты: гуманизм и европоцентризм. Философско-эстетические особенности культурного развития эпохи Просвещения. Идеи просветителей и социальные утопии. Научные культурологические концепции эпохи Просвещения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

Тема. Закономерности развития культуры Нового времени

Содержание

Введение

1. Европейская культура нового времени

2. Философско-эстетические особенности эпохи Просвещения

3. Идеи просветителей и социальные утопии

4. Научные концепции эпохи Просвещения

5. Просвещение в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Процессы радикальных социальных изменений, прошедшие в период Возрождения, подготовили и сделали неизбежным переход общества в Западной Европе к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществлялся посредством серии буржуазных революций. Их результатом стала установление нового общественного строя - буржуазного, что привело к действительно радикальным изменениям во всех сферах культуры:

хозяйственной, где окончательно господствующей стала капиталистическая форма собственности;

политической, где власть в обществе перешла в руки буржуазии;

научной, где полностью изменилась парадигма научного познания;

философской, где ведущей доктриной стал рационализм.

Особенно поражает резко возросший динамизм в преодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализация производства, активное развитие предпринимательства. Столь бурное развитие промышленной цивилизации и позволило сформировать уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период с полным основанием стали называть Новым временем.

1. Европейская культура Нового времени

Европейская культура Нового времени охватывает XYII-XIX века. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир - развитие личности. Ее общие черты: гуманизм и антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и темологизм в понимании прогресса, рационализма.

Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику. XYII век - это век «революционной критики феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической критики схоластики во Франции и др. странах». XYII век - век «Просвещения и проверки его идеалов практикой Великой Французской и Американской революций». XIX век - «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем - начала ее кризиса через обнаруживание тупиков рационализма в его крайнем выражении - техницизме.

Каждое время решает свои вопросы, но есть коренные мировоззренческие вопросы, решением которых человечество озабочено всегда.

Ответы на них составляют суть, ядро любой культуры:

Как существует мир, в котором мы живем?

Каково место человека в этом мире?

Как велики сила и бессилие человека?

В чем ценность науки?

Возможен ли прогресс? (Ю. Бохеньский)

Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность-субъект и как культура. Место человека в мире является центральным: «На первом месте здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы». (А.Ф.Лосев)

Процесс переориентации волей человека на исполнение роли творца мира культуры идет параллельно ломке системно-иерархической средневековой модели мира, начиная с Возрождения и Реформации. И подобно тому, как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре Нового времени человек - познающий субъект - противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза - идол Нового времени, наука и техника его жрецы.

2. Философско-эстетические особенности эпохи Просвещения

Просвещение - идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, которое было обусловлено следующими идеологиями: установление «царства разума», основанного на гуманистических принципах (атеизм), политическая свобода и гражданское равенство.

Принято считать, что эпоха Просвещения начинается в XYIII веке, но между эпохой Возрождения, которая формально заканчивается в XYI в, и эпохой просвещения остались сто лет, которые то присоединяют к Возрождению, то к Просвещению, то дают им какие-то особые имена: эпоха Реформации, барокко, маньеризма, Нового времени, классицизма и т.п. XYII век - это время. Которое, с одной стороны, постепенно рационализирует, то есть делает вполне приземленными и социальными идеи эпохи Возрождения, а с другой - готовит - почву для социальных и духовных революций эпохи Просвещения.

Пессимизм, апатия, овладевшие лучшими умами эпохи Просвещения, обусловлены тем, что каждый в той или иной степени чувствовал, что идеал человека, сформированный в культуре Возрождения, не соответствует действительности. Часто за утонченными манерами, пламенными речами о значении человека в мироздании обнаруживался корыстный, властолюбивый человек, которого не интересуют общественные проблемы. А только личная выгода. Идеал человека в реальной жизни заслонял человек хитроумный, что и порождало пессимизм как настроение в литературе, искусстве и в общественной жизни. Просвещение - это эпоха, которая соединила в себе противоречивые идеи и настроения: вера в переустройство мира и социальная апатия, формирование рациональных идей и пассивность. И вот Возрождение, человек вновь почувствовал. Что свободен, что может многое в бытии, что могуч, что подобен Богу, так как создан по образу Его и подобию. Человек смог по - новому взглянуть на себя и на Бога. Два столетия он только тем и занимался, что вглядывался и пытался себе объяснить, что такое бытие, каков в нем Бог и что он, человек, должен со всем этим делать. В Возрождении, наблюдалась тенденция которую в культуре назвали рационализмом, и именно ему приписывают способность человека к науке.

Рационализм - это не только взгляд на вещи, это выработка методов, при помощи которых представления о мире станут системой государственных законов, культурных тенденций и т.д. В эпоху Просвещения рационализм проявлялся и в науке, и в искусстве, и в политике. «Просвещенцы» - так называли молодых людей, которые решили перевернуть мир, были заинтересованы и в социальном переустройстве мира, и в общекультурном, они рассчитывали перевернуть сознание масс. И они были готовы уничтожить все, что будет стоять на их пути. Методы, которыми просвещенцы решили изменить мир, - это методы насильственного перелома культуры, общественного сознания и государственных структур. Они считали, что революция в головах и государстве - единственный метод достижения подлинного величия человека. И если на пути этих целей стоит Бог, то Бога нужно низвергнуть, т.е. отказаться от признания его влияния на жизнь человека.

Мы сталкиваемся с самым тяжелым и страшным явлением в культуре - сознательном отказом от Бога, как первоисточника всего сотворенного, от Того, Кто всегда был над человеком. Идеологи «просвещенного атеизма» восприняли Бога как соперника в господстве над мирозданием. И это отразилось в литературе, искусстве, науке, социально-общественной жизни. Переделка мировоззрения мира захватила всю Западную Европу. Каждый начинает перестраивать мир по-своему, считая, что то, что он делает, и цель, к которой он стремится, является объективной и необходимой для всех. Хорошо, если такой «переустроитель» думает о других, а если только о себе, то это заканчивается страшной и чудовищной тиранией и желанием покорить мир. В эпоху «Просвещения» это были только идеи, но многие из них воплотились в ХХ веке.

Мысль ученого эпохи Просвещения была направлена на то, чтобы покорить окружающий мир, который уже не был живым бытием, в котором обитает Бог, а был лишь окружающей средой, природой. Мысль государственного деятеля была направлена на то, чтобы создать такой социальный строй, который соответствует его представлениям о счастье. Мысль художника и скульптора была направлена на воспевание такого человека, который способен все перестроить по-своему.

Таким человеком был Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Его «Фауст» - это не просто мистическая история о том, как воплощаются желания человека, это реальная картина смены мировоззрения, демонстрация того, как человек отказывается от Бога ради материальных благ и какое разрушение за собой он несет. Разрушение окружающего мира, мира Маргариты, разрушение самой личности погружают человека в иллюзию, в странное ирреальное состояние, наполненное духами. Если Данте путешествовал по мирозданию, то гетевский Фауст путешествует по миру фантазии, где нет ни цели, ни смысла, ни того, что может принести Фаусту счастье: он гоняется за призрачной мечтой - Прекрасной Еленой. И финал этому - не радостная жизнь, а мучительная смерть, когда желаемое достигнуто, когда мир перестроен, так, как хотелось. Возможно, Гете очень хорошо понимал, как меняется человек, влекомый необузданным желанием все перестроить так, как ему хочется, не пренебрегая любыми средствами, главное из которых - насилие. Человек западноевропейской культуры одинок и погружен в собственное о...

Другие файлы:

Культура Нового времени
Главные черты западноевропейской культуры Нового времени. Особенности европейской культуры и науки в XVII века. Существенные доминанты культуры европе...

Очерки истории европейской культуры нового времени
Книга известного политолога и публициста Владимира Малинковича посвящена сложным проблемам развития культуры в Европе Нового времени. Речь идет, в пер...

Особенности русской культуры
Становление культуры российской цивилизации. Российская национальная культура как объект исследования, ее существенные особенности и основные понятия....

Украинская культура казацко-гетманской державы. Украинское барокко
Характеристика европейской культуры Нового времени и ее типологические черты. Социально-типологические особенности развития украинской культуры ХVII-Х...

Новый мир в творчестве деятелей культуры 1920–1930 годов
Ленинский план монументальной пропаганды как путь развития культуры России 1920–1930 годов. Представление о новом мире в живописи М.Б. Грекова. А.В. Щ...