Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Новый мир в творчестве деятелей культуры 1920–1930 годов

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Ленинский план монументальной пропаганды как путь развития культуры России 1920–1930 годов. Представление о новом мире в живописи М.Б. Грекова. А.В. Щусев как создатель нового типа сооружения. Мавзолей Ленина. Темы и образы культуры России того времени.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

РЕФЕРАТ

Новый мир в творчестве деятелей культуры 1920-1930 годов

Введение

Наше поколение стоит на пороге XXI века. В сознании людей зарождается мысль о новом мире комфортном, красивом, неповторимом. Поэтому перед культурой России вновь стоит задача воплотить эту мечту в реальность, сделав ее гармоничной, нравственной, идеальной. Эти идеи уже были в умах деятелей культуры 1920-1930 годов. Я решила обратиться к этому периоду в истории искусства, чтобы понять какие образы и темы бродили в умах предыдущих поколений россиян. Этим объясняется выбор данной темы.

Объект изучения стал период в истории культуры России с 1920-1930 годы.

Предмет изучения являются произведения искусства и биографии их создателей.

При написании данной работы передо мной встали следующие задачи:

1. Определить круг источников по данной теме.

2. Систематизировать полученную информацию в форме сложного плана.

3. Проанализировать произведения, представляющие данный хронологический этап в культуре России.

4. Обобщить информацию в форме выводов по теме.

При написании реферата я использовала следующие виды источников: фундаментальные труды по искусству, справочные издания по истории искусства, поэтические произведения советских поэтов, учебники по истории отечественной культуры, электронные издания.

Принцип расположения материала от общего обзора культурной жизни, до частного анализа произведений, ставших документами эпохи 1920-1930 годов.

Реферат может быть использован при проведении уроков МХК, при изучении истории отечества, как справочный материал по истории искусства России 1920-1930 годов.

1. Ленинский план монументальной пропаганды - путь развития культуры России 1920-1930 годов

После завоевания большевиками власти В.И. Лениным был выдвинут план развития монументального искусства. «Пробуждение новых сил, работа их над тем, чтобы создать в Советской России новое искусство и культуру… - это хорошо, очень хорошо. Мы должны нагнать то, что было упущено в течение столетий, и мы хотим этого», - говорил Ленин в Беседе с Кларой Цеткин и А.В. Луначарским в 1920 году. Позднее Луначарский писал: «здесь искусство сливается нынешним творчеством с настроениями будущего, здесь искусство сливается с массами, получая благородные идеи»2. Вождь понимал важность монументальной пропаганды в России, где 80% населения не знало грамоты, поэтому ставил перед культурой задачу:

· Сформировать новое общественное сознание через пропаганду идей социализма средствами искусства

План монументальной пропаганды объединял разные стороны в деятельности искусства: идейные (создание монументальных символов нового строя), творческие (стимул для профессиональной инициативы художников всех специальностей и для новых форм синтеза искусств), организационные (привлечение художественной интеллигенции на сторону Советской власти и ее трудоустройство), градостроительные (обновление облика городов и формирование в них новых центров общественной жизни), Советское правительство определило комплекс мероприятий по его реализации. Перечень их определялся декретами Совнаркома. Они предусматривали следующие шаги в культурной политике молодого государства Советов.

1. Охрана памятников культуры. Декрет СНК 1918 года «Об организации местных комиссий по охране памятников искусства и старины».

2. Запрет на вывоз произведений искусства.

3. Национализация художественных ценностей.

4. Уничтожение произведений искусства, прославляющих царский самодержавный режим. Декрет СНК от 12 апреля 1918 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики»).

5. Создание самобытной, пролетарской культуры. Декрет о создании

Пролеткульта от 1920 года.

Заседание Совнаркома 17 июля 1918 года одобрило «Докладную записку Московской художественной коллегии Наркомпроса» о постановке памятников, в которой, в частности, говорилось: «Вся трудность осуществления этой идеи заключается в том, чтобы скорость воплощения ее не могла пойти за счет художественной стороны, ибо государство, каковым оно сейчас является, не может и не должно явиться инициатором дурного вкуса». Владимир Ильич предложил несколько конкретных проектов, одним из которых стало создание произведений монументальной скульптуры - памятников, бюстов, барельефов для воплощения серии портретов революционеров и деятелей науки и культуры. Работы по реализации плана развернулись по всей стране. По инициативе Ленина образовали комиссию из работников Наркомпроса и Наркомата имуществ, которая подготовила список из 69 имен деятелей революционного движения, науки и культуры; им надлежало поставить памятники в обеих столицах. В список были включены те, кто внес вклад в дело революции: Маркс, Герцен, Гарибальди, Добролюбов, Перовская, Разин, Робеспьер и т.д. К работе были привлечены многие талантливые скульпторы: С.Т Коненков, В.И. Мухина, А.Т. Матвеев. В 1918-1920 годы, только в Москве и Петрограде было открыто более 40 скульптурных изображений «великих людей».

Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, и к 1 мая 1918 года в Москве разобрали памятники Александру II в Кремле и Александру III у Храма Христа Спасителя. В.И. Ленин лично участвовал в снятии креста, установленного в Кремле на месте убийства террористами московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Празднование первой годовщины Октябрьской революции было отмечено открытием многих новых памятников, мемориальных досок с агитационными надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов. 7 ноября 1918 года на Спасской башне Кремля была установлена мемориальная доска в честь павших героев Октября (из белого цемента) - барельефное изображение женщины со знаменем. Открывали этот первый памятник В.И. Ленин и автор, скульптор С.Т Коненков.

В годы гражданской войны и последовавшей разрухи. В 1919-1920, когда в связи с тяжёлым военным и хозяйственным положением страны практические работы по плану сократились и получили развитие такие формы, как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников, перепланировка архитектурных ансамблей. Ведущими стали темы интернационального братства трудящихся, зрелища и праздники, посвященные «Освобождённому труду». Памятники, сделанные из непрочных материалов - гипса, известняка не сохранились. В Ленинграде остался памятник Некрасову на Литейном проспекте у дома №37; в фондах Русского музея находится памятник-бюст Ф. Лассалю. С 1922 года, с улучшением хозяйственного положения Советской республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции, начинается новый подъём по реализации плана. В 1922-1923 годы начали сооружать памятники из прочных материалов - гранит, бронза, сохранившиеся и поныне К.А. Тимирязеву - скульптор С.Д. Меркуров в Москве, мемориал на Марсовом поле. В 1927 году скульптор А.Т. Матвеев создал свой шедевр - группу «Октябрь», через 40 лет установленную у БКЗ «Октябрьский».

План предусматривал преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс и был способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт. План монументальной пропаганды являлся социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей.

2. Новый мир в искусстве России 1920-1930 годов

2.1 Представление о новом мире в живописи М.Б. Грекова

мавзолей культура пропаганда живопись

Митрофан Борисович Греков сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля - социалистического реализма.

Детство и юность будущего художника прошли на Дону. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898 году поступает в Одесское художественное училище. В 1903 году Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую Академию Художеств, где в 1905-07 гг. учится в живописной мастерской И.Е. Репина, а после ухода последнего из академии переходит в батальную мастерскую А.Ф. Рубо.

В 1911 году Греков выполняет конкурсную работу «Волы на плугу», за которую удостаивается звания художника. С началом первой мировой войны оказывается на германском фронте. В рисунках и акварелях художника того времени запечатлен нелегкий окопный и походный быт русских солдат. В 1917 году Греков демобилизуется по причине тяжёлой болезни в Новочеркасск и оказывается в самом центре гражданской войны на юге России. Материальное положение художника было очень тяжелым, некоторое время работает учителем. И все равно М.Б. Греков продолжал писать картины свою первую живописную серию, посвящённую разгрому белогвардейцев - «Бредут», «Корниловцы» (обе 1919), «Отверженные. Отступление корнило...

Другие файлы:

Документы органов государственной безопасности УCCР 1920 - 1930-х годов
В книге проводится источниковедческий анализ документов органов государственной безопасности Украины 1920 – 1930-х годов. Особое внимание уделяется из...

Развитие культуры 1920 – 1930 гг.
От прежнего культурного плюрализма и художественного многообразия практически ничего не остается. Поиски новой культуры прекращаются: она оказывается...

Поэтика русского романа 1920-1930-х годов: Очерки истории и теории жанра
Предлагаемая читателю новая книга профессора Владислава Петровича Скобелева состоит из монографических очерков, которые в совокупности представляют со...

Социальное устройство малых сибирских городов 1920-1930 гг.
Особенности социального устройства в Сибири в конце XIX - начале ХХ веков. Понятие "малый город" и Сибирский округ в 1920-1930-е гг. Исследование особ...

Между белыми и красными. Русская интеллигенция 1920-1930 годов в поисках третьего пути
Книга посвящена анализу малоизученной деятельности ряда российских политических деятелей, философов и писателей в 1920-1930 годах (в основном в эмигра...