Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Виды искусств

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Предметный мир эпохи Возрождения. Влияние западноевропейских тенденций на прикладные виды искусства ХIХ в. Всемирные промышленные выставки и их влияние на формирование предметного мира. Особенности развития культуры и искусства во второй половине XX в.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Классификация видов искусств

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо, например, "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности.

В более широком значении понятие "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно как технологически, так и эстетически.

Любое произведение искусства имеет форму и содержание. Содержание - это идеи, мысли, чувства, которые автор стремится донести до читателя или зрителя. Любое содержание не может быть донесено, если оно не будет иметь формы. Форма - это то, в чем воплощается содержание и становится доступным для других людей, сохраняется во времени.

В качестве формы произведений искусства могут выступать пространственные формы (архитектура, скульптура и др.), речь (литература), движения человека (танец, пантомима), звуки (музыка), изображения (живопись, кино, телевидение).

Классификация может осуществляться и по таким признакам, как: непосредственное или косвенное отражение явлений действительности, отсюда деление искусства на изобразительные и неизобразительные; зрелищные и незрелищные; простые и синтетические. Часто к видам изобразительных искусств относят архитектуру и произведения декоративно-прикладное искусство, т. к. и для них характерно преобладание зрительной формы восприятия.

Современные философы В. Г. Кузнецов и И. Д. Кузнецова среди разнообразия форм художественного творчества выделяют следующие виды искусств:

? пространственные (пластические) статические виды:

а) прикладные: архитектура, декоративное искусство;

б) изобразительные: живопись, графика, скульптура;

В группу изобразительных искусств традиционно включаются живопись, графика, скульптура.

? временные (динамические): литература, музыка;

? пространственно-временные (синтетические): хореография, театр, кино, цирк, эстрада.

Философия определяет жанр в искусстве (франц. род, вид) как внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности. Каждый вид искусства имеет свою систему жанров в различных видах искусства:

а) изобразительное искусство: в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения - жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.;

б) литература: в содержательном различают жанры: эпический (героическая или комическая поэма, роман, рассказ); лирический (ода, элегия, стихотворение, песня); драматический (трагедия, комедия).

В разные эпохи господствовали различные жанры: так, в античной литературе и театре широкое развитие получил драматический жанр трагедии; в музыке в период расцвета романтизма выделились ноктюрн, прелюд, вальс. Исторические изменения в жанровых системах связаны с изменениями конкретных социально-исторических и национальных ситуаций, характер и смена которых своеобразны в каждой стране.

Все виды и жанры искусства тесно переплетены между собой.

Всю историю мировой культуры можно рассматривать как историю стилей. Стиль - это то своеобразие, которое позволяет определить историческую эпоху (архаика, классика античности, романский стиль, готика, Возрождение, барокко, классицизм модерн). Однако ни один из стилей не был единственным, определяющим культурное лицо эпохи и страны. Все стили тесно связаны в своем развитии. Сложившись в определенную историческую эпоху, они непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве.

Природа стиля заключается в том, что характерная для конкретной эпохи идейно-содержательная основа воплощается в четко фиксированных, устойчивых принципах художественного языка. "Зерно стиля" - в его синтетичности, он охватывает все виды пространственных искусств при условии органической взаимосвязи между ними, и, соответственно, для наиболее полной реализации своих образно-творческих возможностей. Основополагающую функцию стиля выполняет архитектура.

Из понятия "стилевой формы" автор выводит другое - понятие "стиль эпохи как "историко-эстетический комплекс межрегионального охвата" (Е. И. Ротенберг). Таких комплексов в искусстве послеантичной эпохи Е. И. Ротенберг называет четыре: это романский стиль, готика, барокко, классицизм.

"Стилевая форма" на уровне "стиля эпохи" отличается особой концентрированностью способов универсального воплощения всего объема содержания, характерного для данного исторического этапа.

2. Предметная культура Древнего Востока

Территориально к древнему Востоку относятся страны от Средиземного моря (Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Египет) на западе до Тихого океана на востоке. Практически единой границей этого огромного пространства с севера является Великая Евразийская степь; южной его границей в Азии можно считать Индийский океан, в Африке - южный рубеж сферы влияния египетской цивилизации в районе 5-го порога Нила. Едва ли следует относить к древнему Востоку Карфаген и другие колонии выходцев из Финикии в Африке и Западном Средиземноморье: и по событиям их истории, и по многим чертам внутреннего устройства они были ближе античным обществам.

Хронологически началом истории древнего Востока для каждого из его регионов является возникновение государства и цивилизации. Под государством естественно понимать такой тип организации общества, при котором значительная часть его членов образует особую группу, постоянно (в древности часто и наследственно) занятую управлением. В обществах, достигших этой фазы развития, закономерно появляются городские поселения, монументальные дворцовые и храмовые сооружения, письменность, то есть главные атрибуты цивилизации.

Такая организация общества возникла раньше всего именно на древнем Востоке - в Египте и Месопотамии сер. IV тыс. до н.э. - потому, что именно здесь ее раньше всего настоятельно потребовали радикально усложнившиеся по сравнению с первобытностью условия жизни людей (возникновение в данных регионов такого типа хозяйства, как высокопродуктивное ирригационное земледелие). Распространение государственности и цивилизации на другие территории было связано не только с прогрессом жизни их обитателей, происходившим медленнее, но и с влиянием этих древнейших центров. Так, под большим влиянием Месопотамии в III тыс. до н.э. формировалась государственность на Иранском нагорье (Элам), в Малой Азии и в Восточном Средиземноморье. В Индии древнейшие государства возникли в III тыс. до н.э., в Китае - ок. рубежа III-II тыс. до н.э.

Таким образом, начало древней истории Востока варьируется от одного его региона к другому. К сер. I тыс. до н.э. государства и цивилизации сформировались уже на всем пространстве Востока, причем в нем выделилось три сравнительно замкнутых макрорегиона: Ближний и Средний Восток; Южная Азия; Дальний Восток.

Месопотамия. На рубеже IV - III тысячелетии до н. э., в аккадский период появилась форма храма - зиккурат (от вавилонского sigguratu - "вершина", в том числе "вершина горы") - ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - "лестницы в небо".

Египет. В III тысячелетии до н. э. великий зодчий древности Имхотеп создал сооружение из семи поставленных одна на другую гигантских плит. Каждая следующая плита была меньше предыдущей. Высота сооружения - 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида.

Недалеко от древней столицы Египта - Мемфиса (Каир) на западном берегу Нила в городе Гиза в 2580 г. до н. э. была создана величайшая пирамида Хеопса (так называли древние греки египетского фараона Хуфу). Высота пирамиды 147 м. На протяжении 4000 лет это сооружение оставалось самым высоким в мире.

Настоящим произведением искусства Древнего Египта стал колонный зал Карнакского храма размером 103 на 52 м, со 134 колоннами, каждая из которых высотой в 23 м. Он создает ощущение ничтожности человека в обители царей и богов. Стены покрыты рельефами и росписями, украшены драгоценными камнями (XVI в. до н. э.).

Греция. В III - I тысячелетии. до н. э. на о. Крит строились дворцы, для архитектуры которых характерно переосмысление египетских приемов (например, использование колонн). Дворцы Кносса свидетельствуют о довольно развитой архитектуре. Древние зодчие точно учитывали течение вод, движение воздушных потоков, выбирали наиболее благоприятные места для построек, лучший материал, удачную форму зданий. Во дворце были водопровод и канализация.

Китай. В III тысячелетии до н. э. развивается бронзолитейное ремесленное производство в двух областях - производство оружия и ритуальных сосудов для жертвоприношений. В I тысячелетии до н. э. распространяется производство утилитарных бронзовых предметов (зеркала, посуда, подносы). К этому периоду относится первая картина на шелке (сюжет: летающие дракон и сфинкс).

Скифская культура - это самобытная культура кочевых и пол...

Другие файлы:

Синтез искусств в эпоху Средневековья в трудах исследователей искусства XX века
Представления о синтезе искусств как специфической особенности произведения. Взаимодействие искусств в эпоху Средневековья в трудах отечественных иссл...

Проблемы синтеза искусств в трудах отечественных искусствоведов XX - начала XXI века
Понятие синтеза искусств, анализ его исторического аспекта. Синтез искусств как тип художественного творчества. Проблемы и тенденции развития теории с...

Место дизайна в системе искусств (по книге М.С. Каган "Морфология искусства"). Онтологический и семиотический критерий. Виды архитектонического творчества
Искусство как способ моделирования жизненного опыта человека, служащий получению специфической познавательно-оценочной информации, ее хранению и перед...

Альманах искусств "Небесное притяжение"
Альманах искусств "Небесное притяжение" освещает многие виды современного искусства - от поэзии до компьютерной графики. Разнообразие направлений и га...

Броски в кэмпо. Различные стили боевых искусств
Описание:В книге известного специалиста по восточным единоборствам описаны различные виды бросков в самых разных стилях: от всем известного каратэ до...