Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Библиотека в системе социокультурного программирования

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Теоретические аспекты проектной деятельности библиотек. Принципы социокультурного программирования, анализ социокультурной среды. Классы проектов и программ. Жизненный цикл библиотечного проекта. Особенности проектной деятельности библиотек Белоруссии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дипломная работа

Библиотека в системе социокультурного программирования

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности библиотек

1.1 Принципы социокультурного программирования

1.2 Основные понятия и категории проектной деятельности

1.3 Классы проектов и программ

Глава 2. Методические аспекты проектной деятельности библиотек

2.1 Жизненный цикл библиотечного проекта

2.2 Особенности проектной деятельности библиотек Республики Беларусь

2.3 Проекты библиотек Беларуси

Выводы

Список литературы

Введение

Актуальность исследования.

В современных социально-экономических условиях библиотечная деятельность приобретает значение фундаментальной категории социума. Это, прежде всего, связано с тем, что библиотека - уникальный социальный институт, отличительными чертами которого являются востребованные сегодня в высокой степени адаптационный характер библиотечной деятельности, стабильность и общедоступность библиотек, создаваемые бесплатностью использования информационно-библиотечных ресурсов.

Библиотекам отводится особая роль в формировании нового человека -- человека XXI века. Сегодняшняя библиотека -- это один из самых доступных для широких масс центров культуры, общения с книгой. Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе, оказывая существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды.

Библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Участие и активное влияние библиотек и библиотечно-информационных технологий отчетливо проявляется в базовых требованиях, определяющих движение Республики Беларусь к информационному обществу. К ним относятся: формирование единого информационно-коммуникационного пространства как части мировой информационной инфраструктуры; интенсивное развитие новых и высоких технологий; создание системы обеспечения прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации; удовлетворение потребностей общества в информации; повышение уровня образования, научно-технического и культурного обмена за счет расширения регионального, национального и международного информационного взаимодействия.

Совокупность этих факторов определяет, что библиотека вступает в стадию усложнения как собственно информационно-библиотечного обслуживания, так и функциональной направленности библиотечной деятельности, которая становится многоаспектной, динамичной, разнообразной. Рождаются новые направления и формы библиотечной деятельности, способствующие удовлетворению потребностей пользователей библиотек, усложняющихся под влиянием интеллектуализации социально-экономической жизни Белоруссии.

Степень изученности проблемы.

Библиотека как культурный феномен, как социальное явление рассматривается в трудах Н.Ф. Федорова, А.Н. Ванеева, А.В. Соколова, Т.Б. Маркова.

Инновационными и значительными исследовательскими направлениями являются два типа проблем взаимосвязь культурной и библиотечной политики и изучение библиотеки как элемента социально-культурной среды. Проблемы формирования социально-культурной среды рассматриваются в работах А.И. Арнольдава, С.Э. Зуева, Л. Когана, В.И. Курбатова и О.В. Курбатова, Н. Ничкова, Э.А. Орловой, Ю.Д. Красильниковой, И.М. Суслова, С.И. Злотникова, Ю.А. Пераверзева.

Цели и приоритеты государственной культурной политики, ее влияние на библиотеки исследованы в контексте глобальных геополитических и культурных изменений Е.И. Кузьминым.

Государственное регулирование деятельности библиотек нашло отражение в публикациях А.И. Пашина, Ю.Н. Столярова, В.Р. Фирсова, Ю.М. Галковской.

Модель библиотеки как открытой системы, которая является равноправным партнером других организаций и учреждений по формированию культурно-информационной среды, в условиях небольшого города разрабатываются в Н. Поздеевой.

Концепция библиотечного менеджмента и библиотечного маркетинга (который также трактуется как управленческая концепция) раскрывается в работах А.Н. Ванеева, М.Я. Дворкиной, И.К. Жерилевскай, В.Л. Клюева, А.В. Соколова, И.М. Сусловой, Е.М. Ястребовой, Петушко Н.Е.

Основные вопросы использования программно-целевой методики в управлении библиотечной деятельностью отражены в работах С.А. Басова, В.Н. Жадько, И.М. Суслова, В.А. Чернышева, С.И. Злотниковой.

В работах преобладает анализ отдельных сторон, аспектов, явлений новой реальности. В целом ряде исследований библиотека моделируется как социальный институт, однако при этом используются различные методологические подходы. С гуманистических позиций рассматривает современную библиотеку Е.Ю. Гениева, выстраивая библиотеку как центр межкультурных коммуникаций. Р.С. Мотульский и А.С. Чачко анализируют библиотеку как культурно-цивилизационный феномен, способный и в дальнейшем играть важную общественную роль.

Объект исследования - библиотека как элемент социокультурной инфраструктуры современного общества.

Предмет исследования - социокультурное программирование библиотек как средство реализации ее социально ориентированной деятельности.

Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного программирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.

Задачи исследования:

1) Изучить сущность понятия социокультурного программирования.

2) Ознакомится с принципами социокультурного программирования.

3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды.

4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.

Методы исследования: при написании дипломной работы были использованы социокультурные принципы и исследовательские методы, которые базируются на требованиях объективного и всестороннего анализа процессов и явлений общественного развития.

Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности библиотек

1.1 Принципы социокультурного программирования

Последние десятилетия, связанные с началом экономических реформ, внесли в библиотечную деятельность теоретические положения и методики, характеризующие новые тенденции в библиотечном деле. Среди таких тенденций маркетинговые, управленческие, проектные концепции развития библиотек, использующие методики паблик рилейшнз, фандрейзинга и проектное развитие. Социокультурное программирование с полным основанием можно отнести к категории сложных наукоемких технологий, интегрирующих в себе методы целого ряда наук и одновременно располагающих собственными проектными средствами. В процессе социально-культурного программирования необходимо всесторонне продиагностировать проблемы, определив одновременно их источники и характер, найти и проработать различные варианты решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов, оценив возможные последствия реализации каждого из вариантов, выбрать наиболее оптимальное решение и оформить его в виде проекта, наконец, разработать механизмы внедрения проекта в социальную практику и материально-технические, финансовые, правовые условия, обеспечивающие его реализацию.

Основные принципы социокультурного программирования это: Целеустремленность - целевая ориентация, направленная на обеспечение результатов программы;

Системность - разработка системы мер, необходимых для реализации программ (организационно-экономических, административных, технологических и т.д.) во взаимосвязи с концепцией государственного развития библиотечной сферы;

Комплексность - разработка основной цели программы должно быть связано с другими элементами программной структуры, обеспечивающей достижение более частных целей;

Обеспеченность - все мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть обеспечены необходимыми ресурсами (финансовые, кадровые, материальные, информационные);

Приоритетность - преимущество уделяется направлениям, определенным в общей концепции развития библиотечного дела в Беларуси.

Таким образом, социально-культурный проект представляет собой целевой блок, который реализуется через систему практических мероприятий. В основе генерирования идеи проекта и разработки условий и способов его воплощения лежит система принципов, т.е. основных исходных положений, теоретико-мировоззренческих оснований и наиболее общих нормативов проектной деятельности.

Марков А.П. в своих исследованиях выделяет следующие принципы социокультурного проектирования: [38; с.49-69]

1. Принцип «критического порога модификации», предполагающий учет границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является субъ...

Другие файлы:

Социокультурное программирование в системе управленческих технологий: сущность, содержание (на примере культурного центра "Заднепровье")
Выявление сущности и раскрытие содержания социокультурного программирования в системе управленческих технологий. Анализ деятельности муниципального уч...

Практикум по КОМПАС-3D V8: машиностроительные библиотеки
В книге излагаются основы работы с библиотеками KOMПAC-3D V8. их добавление и подключение.Подробно описывается работа с наиболее используемыми библиот...

Технологии программирования C++
Рассмотрены объектно-ориентированная и обобщенная (с использованием стандартной библиотеки) технологии программирования, иллюстрируемые примерами реше...

Программа "Библиотека"
Рассмотрение теоретических аспектов создания баз данных с применением системы объектно-ориентированного программирования Delphi. Ознакомление с компон...

Динамика социокультурного развития ребенка
Важные условия позитивного социокультурного развития ребенка. Чувство собственной ценности. Исследование уровня и особенностей социокультурного развит...