Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Динамика социокультурного развития ребенка

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Важные условия позитивного социокультурного развития ребенка. Чувство собственной ценности. Исследование уровня и особенностей социокультурного развития и социальной зрелости детей, используемые методики и тесты. Параметры детской субкультуры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Под социокультурным развитием понимается становление у ребенка системы ценностей как мер, с которыми ребенок соотносит свои действия, поступки, переживания, с позиции которых он начинает оценивать свои и чужие действия, посредством которых он ориентируется в мире человеческих отношений. Социокультурное развитие - это формирование у детей представлений о добре и зле, правде и истине, а также обретение способности соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами (в условиях выбора способа действия, цели), умение ставить перед собой вопрос: соизмерим ли мой выбор с правдой, добром, красотой, сделан ли он по совести?

ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Одна из актуальных задач в организации образования, на наш взгляд, состоит в развитии субъектности человека, которая реализуется в стремлении к самоактуализации, свободе и ответственности в принятии решения, восхождении к социокультурным образцам. Социокультурные образцы составляют основное содержание социокультурной составляющей мира, в них представлены всеобщие, универсальные (абсолютные) человеческие ценности, которые составляют сферу и уровень социокультурных (не социальных) отношений человека. Обладать субъектностью - значит всегда находиться в движении к социокультурным образцам и одновременно к самому себе. Эффективно организованное образование дает возможность детям обнаружить социокультурные ориентиры и выстроить движение к самому себе в контексте социокультурных образцов.

Для решения этой задачи необходимо создать условия, при которых ребенок с первых лет жизни обнаруживает себя в пространстве ценностей. Горизонт ценностей представлен маленькому ребенку в пространстве игры и сказки. Сказка для ребенка-дошкольника представляет собой наиболее адекватный способ обозначения ценностей. В сказке в формах мифологического мышления, свойственного дошкольнику, обозначены многие смыслы и ценности. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские вопросы об устройстве мира, о добре и зле, о происхождении Всего. Исследования структуры сказки показывают, что сказка способна выполнять функции особой системы мышления. Понятия добра, зла, времени, пространства, меры недоступны ребенку в измерениях логического мышления, но эти понятия вполне осмыслены внутри пространства сказки, где они имеют образно-символические обозначения. Кроме того, следует отметить, что структура сюжетно-ролевой игры и структура сказки гомологичны друг другу (сюжет, роль, правило), поэтому мы полагаем, что обучение и развитие дошкольников необходимо осуществлять в формах игры, средствами сказки.

Социокультурные образцы представлены через систему человеческих установок и стилей общения взрослых с детьми, а также через ритуалы обыденной и духовной жизни, в культуре праздников, которые должны быть введены в систему организации дошкольников и младших школьников. В «Зимородке» такая система представлена в технологии «Праздник как коммуникативное событие «и является одним из аспектов детской субкультуры. Праздник как коммуникативное событие не столько обеспечивает перевод системы предметных значений в систему целостных знаний, сколько является способом обретения новых смыслов в широких социокультурных контекстах: слово - поступок, знание - понимание, рациональное -эмоциональное, повседневное - праздничное. Это создает условия, при которых у ребенка появляются предпосылки для становления адекватного культуре «Я-идеального», а вместе с тем появляются предпосылки развития рефлексии как способности давать себе отчет в своих действиях, осуществляется рефлексия поступка, мысли, чувства.

Важным условием позитивного социокультурного развития ребенка является зримая представленность ему места в культуре, места в цепи поколений; при этом понятно, что история народа показана ребенку, прежде всего, в истории его семьи, истории своих «корней», своего рода.

Проблемы «Человек и его взаимоотношения с природой». Человек и его семья, род», «Человек в истории» определяют структуру и содержание проекта «Чудо-дерево», который был реализован в «Зимородке» в 2011 году (авторами проекта являлись воспитатели М.В.Цуканова и О.Б.Трегубова). Он ориентирован на работу с материалом, выявляющим архетипы человеческого сознания, воплощенные в разных формах и видах творчества. Именно эти идеи (дома, человека, дерева) в их взаимосвязи и взаимопроникновении организуют единство картины мира, представленной в культуре (в том числе и в детской субкультуре) и выявляют место человека в этом единстве.

Чувство собственной ценности

Жизнь ребенка в «Зимородке» не изолирована от жизни его семьи, принципиальным является то, что родители, близкие родственники допущены к участию в событиях детского сада и школы и составляют достаточно близкий дружественный круг общения. Ребята приносят в детский сад и школу семейные фотографии, обсуждают родословные, составляют генеалогическое дерево.

Мы исходим из того, что в процессе образования ребенок также должен обрести чувство собственной ценности, значимости, уместности. Это означает, что отношения между взрослыми и детьми, между детьми должны быть выстроены так, чтобы место ребенка в социуме, в группе было признано и обозначено (посредством доверия, уважения, любви) характером и типом коммуникаций.

Система работы в МОУ начальная школа - детский сад «Зимородок» базируется на концептуальных подходах «Школы коммуникативной дидактики» и ориентирована на развитие человека культуры как носителя отношений детского сообщества, успешного, компетентного, имеющего творческий потенциал, реализующего созидательную позицию.

Суть общей концепции состоит в осуществлении на практике идей коммуникативной педагогики и развивающей функции образования в отношении как дошкольного, так и школьного периодов детства. При этом речь идет не об ускорении процессов развития, но об организации такого образования (условий, коммуникативных стратегий, форм, средств, технологии), при котором ребенок максимально использует потенциал соответствующего возраста и собственной индивидуальность.

Принципиальное значение в данной ситуации имеет формирование коммуникативного образовательного пространства, где согласуются различные виды деятельности и создаются реальные условия для взаимодействия разных субъектов детской и взрослой субкультур, а также субъектов функционирования образовательного учреждения в позициях: ребенок-ребенок; ребенок-педагог; педагог-педагог; педагог-родитель; ребенок-родитель; ребенок-взрослый; педагог-взрослый; взрослый-взрослый.

Данные цепочки наполняют коммуникацию и деятельность адресными смыслами. Деятельность детей организуется совместно со взрослыми, где взрослый выступает носителем опыта культуры, являясь одновременно «справочником», «судьей», «проблематизатором», «конфликтологом», «режиссером», «посредником» социокультурного развития. Такая организация деятельности позволяет развиваться собственно познавательной мотивации, создает условия для развития внутреннего плана действий, новообразований возраста, поскольку у ребенка имеется предмет рефлексии, планирования и произвольности.

Исследование уровня и особенностей социокультурного развития детей

Ведущей идеей системы работы является развитие детской субкультуры и детского сообщества, которые возможны в условиях близкого, неотчужденного общения детей и взрослых (общение типа коммунитас) между собой. Следовательно, содержание системы работы состоит в «выращивании» таких форм общения. Задача педагога - выстроить такие формы общения, при которых каждый ребенок переживает признанность и обозначенность (целостность) своего «Я» в группе сверстников. Детская субкультура характеризуется следующими параметрами: специфика деятельности, специфика общения, специфика картины мира, специфика ценностей.

Исследование уровня и особенностей социокультурного развития детей осуществляется на основе их объективно-содержательной стороны. Применялись методики Н.И.Непомнящей «Предметные картинки», «3 вопроса». В трех подготовительных группах и трех выпускных классах начальной школы «Зимородка» дети были обследованы по методике диагностики типов ценностей Н.И.Непомнящей. Автор следующим образом определяет ценностность: «Ценностность - это те отраженные субъектом и наиболее значимые для него области его существования, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, своего «Я». Ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в период 6 - 7 лет и сохраняется в дальнейшем в большинстве случаев вплоть до взрослого возраста. Н.И.Непомнящей выделены следующие типы ценностей в порядке их развития: ценностность реально-привычного функционирования (низкий уровень ценностности); ценностность деятельности (подуровень делания как низкий и подуровень личностных отношений как высокий); ценностность общения; ценностность плана познания, осознания действительности; ценностность учебной деятельности, требований, норм; универсальность ценностной сферы как самый высокий уровень. Согласно данным Н.И.Непомнящей, у большинства детей 6-7 лет фиксируется ценностность самого нижнего уровня - реально привычного функционирования (50-60%). По результатам наших исследований, только у 25-30% выпускников «Зимородка» фиксируется ценностность самого низкого уровня, причем у некоторых детей наблюдается переходная стадия к более высокому уровню. Н.И.Непомнящей указывается, что при специально организованной развивающей работе у 50-60% детей этого возраста диагностируется ценностность универ...

Другие файлы:

Анализ деятельности организации Центр Развития Ребенка "ЛИМПИК"
Спортивное направление в структуре социокультурного сервиса. Анализ сервисных услуг досугового Центра Развития Ребенка "ЛИМПИК". Алгоритм внедрения но...

Развитие мотивации изучения иностранного языка на основе использования социокультурного компонента
Психолого-педагогические основы развития мотивации. Необходимость использования социокультурного компонента как средства развития мотивации при обучен...

Социальная ситуация развития в неполной семье
Характеристика социального развития личности в различные возрастные периоды. Семья - наиболее значимый фактор социализации ребенка. Направленность и д...

Проект социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста "Живем вместе"
Мероприятия по реализации проекта социокультурного развития старших дошкольников "Живем вместе". Игры и проблемные ситуации. Инсценировка сказки "Пету...

Сущность и задачи педагогической психологии
Изучение предмета, структуры и задач педагогической психологии - науки о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеко...