Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Восточный деспотизм как проблема социокультурного анализа

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Семинар 4 вопрос 6: Восточный деспотизм как проблема социокультурного анализа.
  • Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока
  • Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека. Дело в том, что выжить на Востоке можно было, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна. Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до н.э. на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения, что было ответом на вызов конкретных природных условий. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Шумера, Китая. (Восточная деспотия – это такая форма социально-политического устройства при которой: глава государства обладает всей полнотой власти законодательной, судебной, исполнительной) и обожествлялся управление обществом осуществляется при помощи бюрократического государственного аппарата и армии свободное население обременено различными налогами).Особенностью Восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое, четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами, и привилегиями.Высокое положение в обществе занимал многочисленный аппарат чиновников, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров.Отдельную категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства.Довольно многочисленными были ремесленники.Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне.Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины. Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, то есть жила натуральным хозяйством, сама производила все необходимое для своего существования.В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники. Принцип продвижения вверх по социальной лестнице не был нормой. Основная масса населения была обречена всю жизнь оставаться в одном и том же социальном положении.2.1. Религиозное содержание властиВосточная деспотия управляется огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Монарх считался как бы живым воплощением богов на земле, носителем их воли. Верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу.
  • Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока
  • Перед нами — своего рода промежуточная стадия между мифом и религией,или, если говорить точнее, миф, поставленный на службу деспотическому восточному государству.Миф здесь преодолен ровно настолько, насколько это требуется для административно-государственного управления. Мифологические боги теперь становятся выражением и олицетворением нового, уже не общинного, а государственного порядка. Например, если мы рассмотрим традиционные верования древних китайцев, как они отразились в фольклоре и классической литературе, то увидим, что мир небесных духов управляется по тем же принципам, что и земное государство; здесь есть не только свой суд, но и свои чиновники и свое делопроизводство. Жизнь общества еще очень зависит от стихийных сил, и поэтому сохраняется стремление к породнению и одновременно — к магической власти над обожествляемой природой. Но теперь магия становится государственным делом и ее высшие обряды может исполнять лишь верховный властитель.Да и сама власть в такого рода государстве не имеет подлинно светского характера: ведь и шумерский владыка, и египетский фараон, и китайский император — это не просто предводители войска. захватившие в свои руки бразды правления. Нет, это правители-жрецы, воплощающие в себе божественную сущность и сами именующиеся богами. Так «власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы, существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом начать разлив, он также начинал пахоту, он же срезал и первый сноп нового урожая».Пробуждающийся человеческий дух постепенно подходит к проявлению своей собственной мощи, не выходящей за пределы чисто природного существования. В Древнем Египте это проявляется в постепенном повышении значимости слова — слова не магического, а человеческого, слова как выражения человеческой мудрости. Эпоха Нового Царства оставила нам удивительные строки «Прославления писцов» (конец II тысячелетия до н. э.):Они не строили себе пирамид из медиИ надгробий из бронзы,Не оставили после себя наследников,Детей, сохранивших их имена.Но они оставили свое наследство в писаниях,В поучениях, созданных ими.Их пирамиды — книги поучений,Их дитя — тростниковое перо,Их супруга — поверхность камняВывод: В мире древнего Востока человек начинает понимать и осознавать свою свободу, но это понимание рождается в несвободе. Здесь путь человека к свободе заключается не в поисках нового бытия, а в отказе от любого бытия. Свобода находится вне бытия. Свобода и бытие не совместимы. Эти черты Древнего Востока во многом определены коллективным проживанием людей и географическими условиями. Условием выживания было деспотическое государство, которое получило свое оправдание в культуре. Но наиболее развитые восточные культуры давали не только оправдание, но и духовный протест против деспотизма, подавления. вывод: Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.
    Другие файлы:

    Деспотизм, его принципы, применение их и борьба за деспотизм
    В центре внимания автора деспотизм, абсолютная монархия, как наиболее распространенный и, как кажется некоторым практикам и теоретикам, наиболее удобн...

    Динамика социокультурного развития ребенка
    Важные условия позитивного социокультурного развития ребенка. Чувство собственной ценности. Исследование уровня и особенностей социокультурного развит...

    Восточный конвой
    В сборник произведений В. Михайлова “Восточный конвой” вошли написанные в жанре фантастического боевика повести “Ночь чёрного хрусталя” и “Восточный к...

    Идеология власти средневекового Востока - общее и особенное
    Анализ идеологии власти средневекового Востока представляется крайне актуальным в контексте аксиологических сдвигов в современном российском обществе....

    Развитие мотивации изучения иностранного языка на основе использования социокультурного компонента
    Психолого-педагогические основы развития мотивации. Необходимость использования социокультурного компонента как средства развития мотивации при обучен...