Китайский народный театр
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВАФакультет: Социально-культурная деятельностьКафедра: Социально- культурная деятельностьРЕФЕРАТпо предмету: «История театра»на тему: « Китайский театр»Студентки 3-ого курса заочного отделения Александровой Светланы ЮрьевныНомер группы: 329-зСпециальность: Технолог СКД, ПреподавательПреподаватель: Мохов Н.Н.г. Москва – .СОДЕРЖАНИЕВведение§ 1 Представление деревянные человечков.§ 2 Зарождение профессиональной драматургии. Театр Юаньской эпохи.§ 3 Традиционный китайский театр.§ 4 Пекинская опера.ЗаключениеСписок литературыВведение.В китайском языке иероглиф, обозначающий понятие «театр» («зрелище, игра»), состоит из двух частей. Левая («сюй») означает «пустота», понимаемая как средоточие огромной внутренней энергии, являющейся началом всего сущего на земле. Правая часть («гэ») – «боевой топор». Становление театрального искусства Китая принято относить к началу XII века, однако в исторических источниках есть записи о существовании в период «Весны и Осени» (772—481 годы до н. э.) артистов ю, умевших петь, танцевать, копировать внешность и повадки людей. В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины чан-ю (певец, поющий актер) и пай-ю (комик, шут, лицедей).Так же, как и театры других стран, театр Китая возник из религиозных культов и обрядов, однако рождение его состоялось намного раньше, чем в большинстве других государств. Формирование китайского театра шло несколькими путями. Первый – мистерии-карнавалы, одной из составных частей которых были шествия ряженых. Они облачались в звериные шкуры с соответствующими масками. Второй – мистерии-инсценировки, в которых изображались различные эпизоды жизни богов и мифических персонажей. Сегодня элементы китайского древнего театра можно найти в народных танцах. Как и в театре Древней Греции, мистерии включали в себя диалоговую часть и хоровое сопровождение. В период правления древнейшей династии Шан эти мистерии попали во дворец. Таким образом, наряду с религиозными действами в поселениях возникли храмовые и придворные театрализованные постановки.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Одним из древнейших в Китае были кукольные театральные представления. Они возникли на закате рабовладельческого строя, то есть во времена «Весны и Осени» (770–475 гг. до н. э.). Самые ранние куклы были деревянными, они заменяли живых людей – рабов, которых до этого хоронили вместе с их хозяевами. Это было значительно дешевле. На смену куклам из дерева пришли вылепленные из глины, что тоже было легче и дешевле. Так появились статуи воинов, хранителей, животных в натуральную величину. Как же всё-таки возник театр, где роли играли куклы? В Китае сохранилось множество преданий на каждый случай. Есть предание и на этот счёт. В правление императора Хань Гаоцзу (Лю Бан, 247–195 гг. до н. э.) случилось императору с войском попасть в окружение. Это произошло где-то в местности Датун (ныне в провинции Шаньси). Пробиться через плотное кольцо окружения не было никакой возможности. В таком трудном положении нашёлся умный советник по имени Чэнь Пин. Он прибег к хитрости: приказал смастерить деревянную куклу в натуральный рост, разукрасить и облачить в нарядную одежду. Под умелыми руками людей, скрытых от посторонних взоров, «красавица» стала появляться на крепостном валу перед вражеским лагерем. «Красавица» прогуливалась, свободно взмахивала руками, вертела головкой. Её движения были плавны и ритмичны. Во вражеском стане не знали, что случилось, что это означает: ведь военное грозное положение – и вдруг прогуливающаяся под весёлую музыку у всех на виду «красавица»! Умный Чэнь Пин не терял времени. Одновременно он направил в стан врагов своих людей: одних для переговоров о перемирии, других для роспуска ложных слухов о том, что «красавица» очень скоро прибудет к ним и займёт законное место первой жены... Жена неприятельского вождя, опасаясь потерять свою власть, сумела уговорить владыку вернуться домой. Так кукла выиграла сражение. По возвращении во Дворец смастерили небольших кукол и на досуге весёлыми представлениями развлекали императора и знать. Эти фигурки постепенно приняли образы театральных героев, а сюжеты представлений в основном заимствовались из народных сказок и преданий. В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины «чан-ю» (певец, поющий актёр) и «пай-ю» (комик, шут, лицедей). Из представлений этих актёров позже родилась новая форма представлений – «байси» (сто представлений) или «цзя одиси» (бодание). Эти представления устраивались на открытом воздухе в большие праздники. В них входили разнообразные цирковые номера – акробатика, фехтование, хождение по канату, состязание в силе, танцы с гигантскими макетами фигур животных. ТЕАТР ХАНЬСКОЙ ЭПОХИ Светский театр...