Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Народный кукольный театр

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Происхождение кукольного театра в России. Сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Домашний театр дореволюционной России. Анализ вертепного спектакля "Смерть царя Ирода". Представление для публики с пением и рассказами.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

«Народный кукольный театр»

Введение

Тема моей курсовой работы - народный кукольный театр, история которого очень разнообразна и уходит своими корнями вглубь веков.

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

В своей работе я освещу развитие кукольного театра в России, а также попытаюсь проанализировать его актуальность в современном обществе

1. Теоретическая часть

1.1 О происхождении кукольного театра в России

Истоки Театра кукол - в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. В Россию он, как и театр актёров добрался далеко не сразу…

По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада, из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как «своё» искусство, да и, по сути, становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре. Процесс шёл неукоснительно в сторону переработки заимствования и стоит отметить, что в области кукольного театра это произошло много раньше, чем в русском профессиональном театре.

Одно из ранних свидетельств о кукольном театре на Руси принадлежит секретарю голштинского посольства, магистру Лейпцигского университета Адаму Олеарию. Путешествуя по России в 1636 г., он повстречал под Москвой группу бродячих артистов-комедиантов - помимо вожака с медведем в её составе были кукольники. По словам Олеария артисты могли представить «Какую-нибудь шутку или klucht (шалость), как это называют голландцы, с помощью кукол» Для этого, пояснил любознательный иностранец, комедианты «обвязывали вокруг своего тела простыню, поднимали её свободную сторону вверх и удерживали над головой нечто вроде сцены, с которою они и ходили по улицам».

1.2 Петрушка

С.В. Образцов в своей книге «По ступенькам памяти» вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: «Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом».

Сложно в это поверить, но вплоть до XVII в. Этот всем известный кукольный герой не носил имени Петрушка, а просто назывался Иваном. Имя его стало устойчивым поздно, а в XVII в. Да и спустя некоторое время могло меняться. В южнорусских краях и на Украине кукольного героя называли «Ванькой - Рю-тю-тю» или «Рататуем» (от ратовать - спасать, защищать, помогать при беде; Рататуй - незадачливый герой), также героя могли называть Петром Ивановичем Уксусовым (в западнорусских краях и в Прибалтике). Неустойчивы и имена других героев комедии: невесту Петрушки называли «Меланьей Пелагеевной», «Прасковьей Пелагеевной» («Парашей», «Паранькой»), «Матрёной Ивановной» и др.

Не исключено, что своё наиболее известное имя Петрушка обрёл под влиянием лубочных листов, часто изображающих «Дурацких персон». Среди них рано появилось изображение шута и балагура «Петрухи Фарноса (Фарнос - рыло, морда)». Под одним из лубочных изображений был текст, указывающий на зрелищно-сценическую основу самого лубочного изображения. Петруха-Фарнос говорил: «Здравствуйте». Так начинаются многие петрушечные представления. Далее шёл текст (воспроизводим его по публикации Д.А. Ровинского) «Почтенные господа, я приехал к вам музыкант сюда, не дивитесь на мою рожу - что я имею у себя не очень прихожу, а зовут меня Петруха Фарнос, Потому что у меня большой нос…» Шут сидел верхом на оседланной свинье. Иноземное происхождение листа очевидно: на Петрухе не только «зарубежный» колпак, но и польского покроя кафтан. «Забавный лист датируется началом XIX в.

Независимо от оспоримости всех рискованных предположений о родине «бродячих» героев хождение куклы по странам и континентам - признанный факт, а сами культурные заимствования обычны в области полупрофессионального и профессионального творчества. Куклы явились к нам из Польши и, может быть, из ближайшего южного Зарубежья и совершенно обрусели. Нерусский облик Петрушки выдаёт его происхождение. У него большой нос и казавшаяся чудаковатой одежда иноземца. Горб роднит его с шутами-уродцами западноевропейских карнавалов, а в остальном герой принял традиционные черты русского ярмарочного весельчака.

На кукольных представлениях Петрушка заявлял о себе ещё их до начала. Петрушку ещё не видно, а уже раздаётся его хохот и крик. «А-о-о-о-у! у! Ха-ха-ха-ха!». Необычен самый его выговор. У кукольника во рту пищик - небольшое устройство в виде двух маленьких пластинок с полотняными ленточками между ними. Положенный на язык и прижатый к нёбу пищик делает речь дребезжащей, писклявой. Так говорит только Петрушка и тем отличается от других. Нехитрый приём выделяет его и каждая реплика не проходит незамеченной.

Речь Петрушки насыщенна остротами, перемежается нередкими стихотворными пассажами. В его действиях много откровенной клоунады.

Представление сопровождалось игрой на скрипке, гудке, а позднее - и на шарманке. Музыкант вступает в разговор с Петрушкой - тот говорит, что задумал жениться. Музыкант спрашивает - на ком? Петрушка не скрывает, что выбрал богатую невесту, «называет фамилию богатого в той местности купца или помещика», и тем вызывает хохот у публики. На вопрос о приданом - сколько берёт, Петрушка дурашливо отвечает: «У-у-у… Больше, чем сам стою». И при выражении музыкантом сомнения - отдадут ли невесту, прихорашиваясь, прибавляет: «Такого молодца кто не полюбит?»

Далее следует показ невесты. Музыкант говорит: «Невеста курноса». Петрушка не соглашается: «Ай врёшь, музыкант! Да ты посмотри, что за глазки, что за ротик!. Ручки!!! Губки!!! Шейка!!! Добудь такую, сумей-ка!. А пляшет-то!. Ну-ка сыграй кусочек чего-нибудь!» и начинается пляска. При сценарной связи явлений пьеса могла варьироваться - менялись речи, но тип разудалого бесшабашного и нарочито глупого Петрушки, как и свойства других персонажей, устойчиво сохранялись.

С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Блюстителей порядка и нравственности раздражали крамольное содержание некоторых сцен, грубость и циничность выражений, аморальность поведения героя. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком.

Петрушка не выдержал такого насилия. Лишившись главных черт своего характера, потеряв своих основных партнеров, утратив остроту ситуаций, он захирел и скоро стал никому не нужен. Его попробовали возродить в агитационных спектаклях первых послереволюционных лет, затем - в воспитательных представлениях для детей. Но его «данные» не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки на этом закончилась.

1.3 Театр марионеток

С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример - управляющий и управляемый.

Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии. Рядом с человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека.

Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождалась, скорее всего, после смерти Петра Великого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется.

На первы...

Другие файлы:

Кукольный театр
Кукольный театр как особый вид театрального представления, его история и классификация по принципам социального функционирования, видам кукол и способ...

Театральное искусство в Украине XVII-XVIII вв.
Скоморохи как первые древнерусские странствующие актеры. Народный ярмарочный театр, кукольный театр-вертеп. Школьная драма "Воскресение мертвых". Особ...

Лучшие театры Украины
История, репертуар, известные спектакли лучших театров Украины. Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко. Кукольный театр в Кие...

Crochet les Doudous de Cendrine vol. 1
В книге представлены 36 моделей чудесных вязаных игрушек. Оригинальные модели, с помощью которых можно организовать целый домашний кукольный театр....

Театры Омска
Театры города Омска. Омский академический театр драмы. Музыкальный театр. Театр для детей и молодежи Театр актера, куклы, маски "Арлекин". Камерный "П...