Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русская портретная живопись ХIХ века

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
СодержаниеВведениеI. Русские портретисты первой половины XIX века1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)1.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)1.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)II. Товарищество Передвижных Художественных ВыставокIII глава. Русские портретисты второй половины XIX века3.1 Николай Николаевич Ге (1831-1894)3.2 Василий Григорьевич Перов (1834-1882)3.3 Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)3.4 Иван Николаевич Крамской (1837-1887)3.5 Илья Ефимович Репин (1844-1930)3.6 Валентин Александрович Серов (1865-1911)IV глава. Искусство портретной живописиЗаключениеСписок литературыВведениеЦель данной работы рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах ХIX века, об их жизни и творчестве. В данной работе мы рассмотрим искусство портретной живописи в XIX веке:Крупнейшие мастера русского искусства 19 в.Товарищество Передвижных Художественных Выставок.Что такое портрет?История появления портрета.Первая половина 19 в. – время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовалиТоварищество передвижных выставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве. В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833–1882), портрет Николая Некрасова (1877–1878) Ивана Крамского (1837–1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844–1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831–1894) и ряд других. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих. Возрастание и расширение художественного понимания, потребностей отражается в появлении множества художественных обществ, школ, ряда частных галерей (Третьяковская галерея) и музеев не только в столицах, но и в провинции, во введении в школьное образование рисования. Всё это, в связи с появлением целого ряда блестящих произведений русских художников, показывает, что искусство привилось на русской почве, сделалось национальным. Новое русское национальное искусство резко отличалось тем, что оно ясно и сильно отражало главные течения русской общественной жизни.
  • Русские портретисты первой половины XIXвека.
  • 1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта 1782. Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788–1803) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в 1816–1822 и с 1828 – в Риме и Неаполе. Первый же портрет – приемного отца А.К.Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) – выделяется своим эмоциональным колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве.Русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой, они напоены его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренского всегда ощутимы черты его эпохи. Это всегда неизменно присуще каждому из его портретов – и романтическому образу юного В.А. Жуковского, и умудренному Е.П. Ростопчину (1809), портретам: Д.Н. Хвостова (1814 ГТГ), мальчика Челищева (1809 ГТГ), Е.В. Давыдова (1809 ГРМ).Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основном карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), П.А. Оленина (ГТГ). В этих образах перед нами Россия, русская интеллигенция от отечественной войны 1812 года до декабрьского восстания.Портреты Кипренского предстают перед нами сложными, задумчивыми, изменчивыми в настроении. Открывая различные грани человеческого характера и духовного мира человека Кипренский всякий раз использовал разные возможности живописи в его ранних романтических портретах. Его шедевры, как один из лучших прижизненных портретов Пушкина (1827 ГТГ), портрет Авдулиной (1822 ГРМ). Печаль и задумчивость героев Кипренского возвышенна и лирична.«Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз. –И я смеюся над могилой,Ушед навек от смертных уз.Себя, как в зеркале, я вижу,Но это зеркало мне льстит.Оно гласит, что не унижуПрестрастья важных аонид.Так Риму, Дрездену, ПарижуИзвестен впредь мой будет вид, –Написал Кипренскому Пушкин в благодарность за свой портрет. Пушкин дорожил своим портретом и портрет этот висел в его кабинете.Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему принадлежат также проникновенные образы русских поэтов: К.Н.Батюшкова (1815, рисунок, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург; В.А.Жуковского (1816). Мастер был и виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом, он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей). Умер Кипренский в Риме 17 октября 1836.1.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)...
    Другие файлы:

    Русская портретная живопись XVIII века

    Русская портретная живопись и графика первой половины XIX века
    Исследование особенностей русской портретной живописи и графики первой половины XIX века в произведениях крупнейших портретистов, живописцев и художни...

    Pastel Portraits: Images of 18th-Century Europe
    Европейская портретная живопись 18-го века, выполненная в технике пастели...

    Портретная живопись в России XVIII в
    Выставка «Портретная живопись в России XVIII века» представляет часть живописной коллекции отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа....

    Русская живопись второй половины XVIII века
    Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Л...