Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Москва XIX века в живописи. Картины московской жизни

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Москва XIX века в живописи. Картины московской жизни. В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения:Поражением закончилась Крымская война, умер Николай I,Взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и многие другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны. В 1862 году Совет Санкт-Петербургской академии принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присужда-ли независимо от темы картины, учитывая только её досто-инство. Однако «вольности» просуществовали в стенахакадемии недолго. В 1863 году молодые художники-участники академичес-кого конкурса подали прошение «о дозволении свободновыбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы ». Совет академии ответил отказом. То, чтопроизошло дальше, в истории русского искусства называют«бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и демонстративно подали прошение – о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну – Артель художников, которую возглавил живописец И. Н. Крамской.Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг. В 70-х гг. по инициативе художника Г.Г. Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России. Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, - реалистическое искусство. Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта,обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматьсянад общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастени обездолен. С Товариществом передвижных выставок были связаны почтивсе знаменитые художники-реалисты 70-80-х гг. В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Главной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы).Владимир Егорович Маковский.В. Е. Маковский (1846-1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной их своих лучших работ, «На бульваре», художник изобразил конкретное место – Тверской бульвар в Москве. Содержание картины прочитывается без труда: крестьянка с младенцем приехала к мужу, который, видимо, довольно давно уехал в город на заработки. Душой он совершенно отдалился от семьи и родной деревни. По случаю приезда жены он, конечно, выпил, а разговаривать с ней ему совершенно не о чем. Тупо глядя в пространство, он что-то наигрывает на гармони. И несчастная женщина понимает: мужа у нее все равно что нет, ни она, ни ребенок ему больше не нужны… Всю эту длинную и несколько сентиментальную историю мастер передает лишь двумя фигурами, сидящими на скамейке осеннего московского бульвара. Фоном для картины служат здания Москвы, вдалеке видны купала церквей.Алексей Кондратьевич Саврасов.А. К. Саврасов (1830-1897) являлся одним из родоначальников русского реалистического пейзажа. Родился в Москве в семье купца. Окончив московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет – преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал: посетил Англию, Францию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок. На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, - «Грачи прилетели». Поздние маленькие этюды художника написаны легкими свободными мазкам, свежестью красок, чистотой восприятия.Таков этюд «Дворик. Зима», где зритель как будто из окна видит двор, окружённый деревянными постройками, и утиное семейство, греющееся на зимнем солнышке. «Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действует на душу», - писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан.Василий Дмитриевич Поленов.В. Д. Поленов родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение, молодой художник был направлен Академией в заграничную командировку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров, знакомился с новыми веяниями в живописи. В1878 г. художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Иваном Николаевичем Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значимое. Это был «Московский дворик» - произведение, ставшее этапом в русской живописи. Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около одной из тропинок стоит малыш; справа лошадь, запряжённая в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами купола церкви Спаса на Песках, белая колокольня, а надо всем – синее небо. В этой картине можно увидеть жанровую зарисовку из жизни простого народа, а можно – философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным. Но скорее всего здесь раскрылся Поленов-созерцатель, который безмятежно наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и художник увлечен игрой красок, световыми эффектами. Русские художники были поражены, увидев подлинно пленэрную живопись – свет и воздух, переданные в картине. Итак, XIX век подарил нам множество замечательных художников, входивших в Товарищество передвижников, таких как Кустодиев, Перов, Саврасов, Маковский, Ясновский. Они писали картины, рассказывающие нам о повседневной жизни и быте народа, отражали архитектуру Москвы. ...
Другие файлы:

От Делакруа до Матисса. Шедевры французской живописи XIX - начала XX века из Музея Метрополитен в Нью-Йорке и Художественного института в Чикаго
Выставка французской живописи XIX—начала XX века проходившая в Москве и Ленинграде. Она включала показ пятидесяти одной картины; двадцать из которых п...

Москва и Московская промышленная область в очерках. (Часть 1-2)
104 МбВ книге описывается Москва и Московской промышленная область с древнейших времен до конца 19 века : Первобытные обитатели Московской промышленн...

Портрет в русской живописи второй половины XIX века на примере картины И. Н. Крамского Пор

Русская живопись XVIII века
Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанро...

Москва
МОСКВАСодержание:???????????1. Москва, общие сведения2. Кремль3. Китай-Город?? Москва, общие сведенияГеографическое положение, рельеф. Москва располож...