Портрет в русской живописи второй половины XIX века на примере картины И. Н. Крамского Пор
Федеральное агентство по образованию РФГосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования«Алтайский государственный университет»Факультет искусствКафедра истории отечественного и зарубежного искусстваКУРСОВАЯ РАБОТАПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ И. Н. КРАМСКОГО «ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ» Выполнил студент1 курса, группы 1382вГаманович Григорий Леонидович__________________(подпись)Научный руководительСт. преп. к. иск.Шелюгина Ольга Александровна__________________(подпись)__________________2009г.Оценка_________________Барнаул 2009ОглавлениеВведение3Глава 1 Специфика портрета как жанра8живописи в искусстве XVIII-XIX веков1.1 Портрет как жанр живописи81.2 Развитие портрета в русской живописи XVIII-XIX веков12 Глава 2 Портрет в творчестве И. Н. Крамского202.1 Творческая биография Ивана Николаевича Крамского202.2 Портретное творчество И. Н. Крамского на примере картины27«Портрет неизвестной»Заключение33Список источников и литературы36ВведениеПортрет, безусловно, играет огромную роль в искусстве второй половины XIX века. На волне либерализации у художников возникает принципиально новый взгляд на мир. Множество мастеров этой эпохи, каждый со своим видением мира, составляют общность новых идей, открытую для развития, в изменившемся обществе тех лет. Данная тема не перестает быть актуальной, так как, представляется очевидным то, что богатейшее портретное искусство второй половины XIX века может послужить неким ориентиром, для разнообразного современного искусства, и может стать основой для принципиально нового портрета. Иван Николаевич Крамской, как идейный вдохновитель главного в истории русского искусства «переворота», основоположник формирования демократического искусства воплощает в произведениях нравственные идеалы эпохи. На примере его творчества представляется возможным наиболее полно изучить роль портрета в искусстве второй половины XIX века. Именно многогранность нового для тех лет направления в искусстве, его принципиальная новизна, делает его особенно ценным для изучения. Данная тема уже довольно широко изучена, общепризнанность, и общедоступность сведений о специфике этого выдающегося периода в искусстве может сыграть важную роль в современном искусстве.Теория портрета и живописного произведения рассмотрена наиболее полно в книге «Об искусстве портрета» М.И. Андрониковой [5]. Книга содержит общие закономерности создания художественно образной системы в портрете. Рассматривается как история портрета, так и проблема формирования художественного образа в портрете. О портрете в книге «От замысла и натуры к законченному произведению» С. Г. Капланова [13], рассказывает в форме сравнения хода работы и персональных техник нескольких художников, вместе с тем давая краткую историю и характеристику живописи XIX-XX веков; так как данная работа предназначена для учащихся по специальности «искусствоведение», она также содержит методические указания по анализу картин. Более глубоко проблему анализа идейно-образного содержания картин, сюжетов и тем рассматривает в книге «О произведениях живописи» Р. В. Гараева [8]. Здесь рассматриваются различные этапы создания живописного произведения, от начального замысла до его воплощения. Т. М. Степанская в методическом пособии «Основы научных исследований и методические рекомендации к курсовым работам по специальности «искусствоведение» [20], приводит указания по методике и методологии научного исследования, рекомендации к выполнению курсовых работ и краткий словарь терминов, план стилистического анализа картин. Литература по данному разделу явилась основой теоретического блока исследования.