Изучение читателей в библиотеке
Орловский колледж искусствИзучение читателей в библиотекеКурсовая работаСтудентки III-го Библиотечного факультетаРакитченковой М.А.По предмету«Библиотековедение».Преподаватель:Гришина Г.Н.Орел – 2003ПЛАНВведение.Значение изучения читателей в библиотеке.Задачи и организация изучения читателей.Принципы изучения читателей.Методические подходы к изучению читателей.Изучение особых групп читателей.Читательские интересы, их виды.Методы изучения читателей:Контент-анализНаучное наблюдение ОпросИнтервьюированиеАнкетный опросЭкспресс-опросЭкспериментАнализ документацииАнализ читательских формуляровАнализ библиотечной статистикиАнализ отзывов читателейСовременное состояние изучения читателей.Заключение.Список литературы.Приложение. Анкета.Введение Изучение читателей является важнейшим условием успешной работы библиотеки по библиотечному обслуживанию читателей.Задачи этой работы – максимальное удовлетворение духовных запросов и информационных потребностей читателей. Поэтому необходимо изучать своих читателей для того, чтобы узнать индивидуальные интересы каждого читателя, какой литературой он пользуется, какие отрасли знания находят наибольшее отражение в их чтении, какие книги читаются и какие не привлекают внимания и др.Настоящая курсовая работа ставит целью раскрыть это направление в работе библиотеки. В ней рассматриваются задачи, цели, методы изучения читателей, как важнейшего направления в библиотечной работе.Курсовая работа имеет следующие разделы:Значение изучения читателей,Задачи и организация,Принципы,Читательские интересы и их виды,Методы изучения читателей,Методические подходы к изучению читателей.Для подготовки курсовой работы использовались публикации в профессиональных периодических изданиях, книги, методические пособия за период с 1970 – 2002 г.Значение изучения читателей в библиотекеУправлением массовым чтением, руководство им в государственном масштабе предполагает систематическое изучения читательских аудиторий.Закономерности чтения учитываются во всех социальных науках, изучающих духовную жизнь общества и личности, и прежде всего в тех областях, которые связаны с практикой, теорией или историей создания, распространения и пропаганды произведений печати.При составлении издательских и книготорговых планов, при переиздании ценных произведений, определении их тиражей и сроков выпуска учитываются читательский спрос и общественное читательское мнение. Литературоведы не могут обойтись без изучения читателей и чтения, поскольку история литературы – это история не только создания произведений писателями, но и восприятия этих произведений читателями разных эпох.История читателя рассматривается сегодня, как дисциплина, связанная с историей книги. Особое значение изучения читателей и чтения имеет для развития теории и практики работы с читателями в библиотеках.Перед современным библиотекарем стоит задача проводить помимо эпизодических исследований систематическое изучение читателей в процессе их обслуживания. Основными базами такого изучения должны стать ЦБС.Задачи и организация изучения читателейЗадачи изучения читателей в библиотеке определяются его главной целью – научно обосновать и сделать эффективным библиотечно-библиографическое руководство чтением. они уточняются в зависимости от конкретных условий изучения читателей в процессе его организации, которая включает: разработку методики для разных этапов исследования (выбор методов, технических средств, способов фиксации сведений и обработки материалов);создание условий для сбора информации и контролировании ее надежности, для обобщения и исследования результатов изучения.Из методологических принципов изучения читателей вытекает ряд требований к его организации, общих для библиотек любого типа.Общие требования к организации изучения читателей в библиотекеПлановость и систематичность. В план работы библиотеки или ее отдела входит раздел. В котором раскрываются содержание и методика изучения читателей, частичные задачи, сроки их выполнения и ответственные лица. При этом обязательно планируются задачи, вытекающие из практических нужд библиотеки (например, изучение степени охвата населения книгой для привлечения читателей в библиотеку; изучение контингента читателей для правильного комплектования фондов и дифференцированного обслуживания группы; изучение интересов ведущих читательских групп и отдельных читателей для улучшения руководства чтением). Иногда планируют также дополнительные задачи, связанные с выполнением поручений методического центра, участием библиотеки в разработке научной темы, координацией работы по изучению читателей.Работниками, непосредственно обслуживающими читателей. Нужно создать условия для наблюдений и выделять время вначале или в конце рабочего дня библиотекари могли обобщать и записы...