Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке на современном этапе

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Место библиографического обслуживания читателей в деятельности школьных библиотек. Интернет-ресурсы как источник удовлетворения информационных запросов в школьной библиотеке. Справочно-библиографическое обслуживание школьников и руководство их чтением.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

30

Размещено на

Курсовая работа

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке на современном этапе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы библиографического обслуживания

1.1 Место библиографического обслуживания читателей в деятельности современных школьных библиотек

1.2 Справочно-библиографический аппарат как база обслуживания читателей

1.3 Интернет-ресурсы как один из источников удовлетворения информационных запросов в школьной библиотеке

Глава 2. Специфика справочно-библиографического обслуживания читателей школьной библиотеки

2.1 Справочно-библиографическое обслуживание школьников и руководство их чтением

2.2 Формирование библиографических знаний читателей как важный фактор повышения качества их обслуживания

2.3 Интернет-ресурсы школьной библиотеки

Заключение

Приложение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Даже самый неудачный ребенок,

который натолкнулся на ценности библиотеки,

сидит вместе с великим гением Земли

и поворачивает ключ к целому миру.

Тед Хьюджес, 1977

Актуальность темы не вызывает сомнения, т.к. современные функции библиотек образовательных учреждений (и школьных, как наиболее многочисленного звена сети) не просто меняются и резко расширяются. Меняется сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека должна стать структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиаобразования, формирования информационной культуры личности. Это требует определенного эволюционного скачка: в формировании фондов, в техническом оснащении, наконец, в изменении профессионального сознания самих библиотечных работников. Процесс этот выливается в разнообразные инновации на местах.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.

Библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы.

Школьные библиотеки претерпевают концептуальные изменения, связанные с развитием библиотек на современном этапе и активным внедрением в работу этих учреждений современных информационных технологий.

Она должна предоставлять пользователям обновленное, расширенное информационное пространство, которое сможет обслужить возрастающий диапазон образовательной активности, создаст условия для различных стилей обучения современного поколения.

Современная стратегия развития школьной библиотеки строится на принципе посредничества библиотеки между миром информации и потребностями субъектов образовательной среды. Концепция доступа к информации дополнятся активной ролью библиотеки как посредника, связующего звена между информацией и пользователем.

Объектом работы является библиографическое обслуживание читателя.

Предмет исследования составили теоретические и практические вопросы библиографического обслуживания школьников на современном этапе.

Цель работы - обосновать теоретические и методические аспекты обслуживания читателей школьной библиотеки на современном этапе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить теоретические аспекты, проблемы библиографического обслуживания в школьной библиотеке.

2. Изучить специфику библиографического обслуживания читателей в школьной библиотеке.

3. Обозначить направления формирования библиографических знаний у школьников.

4. Определить значение интернет-ресурсов в справочно-библиографическом обслуживании читателей.

5. Разработать анкету библиографического обслуживания школьников 6-8 классов.

Актуальность темы. Уровень развития информационных и коммуникационных технологий, их применение в образовательных учреждениях показали необходимость рассмотрения тенденций развития библиографического обслуживания в школьных библиотеках.

Методологическими основами исследования являются работы ученых в области библиотечно-библиографического обслуживания читателей: Бигезы В.М., Столярова Ю.Н., Матлиной С.Г., Карташова Н.С., Дворкиной М.Я., Езовой С.А., Гендиной Н.И., Мелентьевой Ю.П., Шрайберга Я.Л., Сукиасяна Э.Р., Ивановой Г.А.

Источниковедческой базой работы являются:

- справочная литература;

- публикации в профессиональной печати;

- публикации в печатных изданиях смежной тематики;

- материалы конференций;

- электронные ресурсы:

- WEB-сайт Министерства образования Республики Беларусь

- WEB-сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации

- WEB-сайт Министерства культуры Республики Беларусь

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 источников) и приложения.

Глава 1. Теоретические основы библиографического обслуживания

  • 1.1 Место библиографического обслуживания читателей в деятельности современных школьных библиотек
    • На сегодняшний день в Республике Беларусь свыше 4 тыс. школьных библиотек, 300 из которых находятся в начальных школах (как правило, сельских, где библиотечное обслуживание за дополнительную плату осуществляет учитель).
    • Методическую помощь библиотекам оказывает Республиканская научно-педагогическая библиотека, созданная в 1965 году. Сегодня это отраслевой информационно-библиографический, методический и координационный центр, имеющий полумиллионный фонд книг и периодики, штат квалифицированных специалистов, обеспечивающих обслуживание педагогов и методическую помощь библиотекарям.
    • В Беларуси действует 958 библиотек при базовых школах и 2788 при средних. В республике утверждено новое Положение о библиотеке общеобразовательной школы (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. № 768), где записано, что “состояние материально-технической базы и фонда библиотеки является одним из основных показателей готовности школы к новому учебному году”. Приняты типовые правила пользования школьной библиотекой, издан комплекс нормативных и методических материалов “О работе школьных библиотек” (ИПКиПРРиСО, 1997), помещен ряд публикаций в специализированном журнале для библиотечных работников детских и школьных библиотек “Бібліятэка прапануе”. Однако именно сеть школьных библиотек вызывает у специалистов сегодня особую озабоченность. Наблюдается определенное их отставание по основным приоритетам развития библиотечного дела Беларуси. В республиканской программе “Информатизация образования” упоминается и о библиотеках (конкретно о РНПБ), но информатизация школьных библиотек идет пока недостаточно интенсивно. Поэтому среди проблем, рекомендованных к обсуждению на августовских секциях школьных библиотекарей, прозвучали такие темы, как “Информационное обеспечение педагогического процесса в условиях традиционных и современных библиотечных технологий”, “Информатизация библиотечного дела как основной приоритет развития библиотек” и т.д.
    • Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она - учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет еще одновременно и функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом, в отличие от публичной и специальной, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы. Следовательно, она работает по плану школы и в соответствии с Уставом школы. Школьная библиотека создает неформальные отношения со своими читателями, чем выгодно отличается от более формальных связей учителя и ученика. Вот почему именно школьная библиотека имеет многие преимущества в библиотечном обслуживании. Во-первых, школьный библиотекарь хорошо знает как учителей, так и учащихся школы, что позволяет ему более эффективно, чем в публичных библиотеках, осуществлять и индивидуальную, и массовую работу. Дифференциация читателей в школьной библиотеке предопределена на своем первичном уровне тем, что она обслуживает и учителей, служащих школы, и учащихся. Половозрастные характеристики, уровень образования, специальность - все это признаки выделения читательских г...
Другие файлы:

Деятельность школьных библиотек
Цели деятельности школьной библиотеки, ее роль в учебном процессе, интеллектуальном и творческом развитии школьников. Процессы обслуживания читателей...

Библиотечно-библиографическое обслуживание
Специфика библиотечного и библиографического обслуживания, его основные принципы и видовое разнообразие. Виды конфликтов в обслуживании читателей и пу...

Проблема школьной тревожности в современной школе
Проблема школьной тревожности в психологии. Детская тревожность и ее специфика на каждом этапе онтогенеза. Неблагоприятные отношения с педагогами как...

Справочно - информационное обслуживание: новые технологии
Библиографическая деятельность - область документально-информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, т. е...

Библиография как справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки
Деятельность библиотеки и ее подразделений. Особенности информационного и справочно-библиографического обслуживания по художественной литературе и общ...