Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Управление культурой в условиях мегаполиса

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Управление культурой в условиях мегаполисаПодготовил:Б.К. Баранов, студент группы С-202Институт экономики, управления и права (ИЭУП) Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ)Москва, 2008Сегодняшняя социокультурная ситуация характеризуется как неравномерностью развития различных регионов страны, так и повышением уровня специализации социальных групп и отдельной личности, что приводит к существенным различиям во вкусах и интересах, в стандартах потребления и уровне восприятия информации, в коммуникативных навыках и уровне культурной компетенции представителей различных территориальных и социальных групп.И сколько бы ни говорили о "конце идеологии" западные либеральные мыслители <1>, именно идеология и пропаганда - та сфера жизнедеятельности государства и общества, которую обеспечивает культурная политика.Понятно, что город как среда обитания отличается от деревни. За восемьдесят лет советской власти так и не удалось решить провозглашенную партией задачу "стирания отличий между городом и деревней". Нашей стране не удалось добиться даже того, что смогли сделать страны Запада, где деления на провинциальную и городскую жизнь на уровне бытовой культуры - по стандартам потребления, уровню комфорта и даже по сферам занятости (учитывая практику удаленного доступа к рабочему месту через компьютерную сеть) - практически не существует. Очевидно, что эти различия глубже - это различия социокультурные, образовавшиеся исторически. Город и село отличают разные уровни сложности и различные принципы социальной организации и регуляции коллективной жизни людей, разные варианты и результаты работы адаптационных механизмов, коммуникативных каналов, моделей социокультурной модернизации.В России различия между селом и городом чувствуются глубже, чем на Западе, поскольку ко всем вышеперечисленным бытовым и социокультурным отличиям прибавляются еще несколько: различная структура питания, различные типы досуга и т.п. В то же время российские города (и даже крупнейшие из них) недалеко ушли от деревни. Как отмечает Г. Лаппо, "сельские черты присущи российским городам разных типов и категорий. Это неудивительно в стране, где даже столица давно заслужила прозвище "большой деревни". Сельские черты урбанизации выражаются не только в наличии "сельских городов" и "деревень в городах". Ими, по сути, пронизана вся урбанистическая структура. Приток огромных масс людей из сельской местности наполнил города, особенно большие. Оказавшиеся в городе вчерашние селяне не сразу приобщаются к новому образу жизни, усваивают городские ценности, что имеет следствием возникновение и расширение слоя маргиналов, не совсем горожан и уже не селян. По некоторым оценкам, жители, ведущие полугородской образ жизни, составляют почти четверть городского населения" <2>.Что позволяет сделать еще один вывод: российская ситуация противоположна ситуации на Западе - если на Западе сельский быт и образ жизни все более приобретает черты городского, то в России городской образ жизни упорно сохраняет черты сельского.Город изначально был более динамичной средой обитания человека. Города, как правило, рождались на пересечениях торговых путей, а соответственно, являлись своеобразными площадками диалога различных культур, что способствовало развитию толерантности, а впоследствии и мультикультурности. Как отмечает российский культуролог А.Я. Флиер: "Уже в Средневековье города... в большой мере были космополитическими образованиями и состояли из разных национальных кварталов" <3>.Известный российский обществовед А.С. Ахиезер выделял следующие критерии, характеризующие город как социокультурный феномен:- открытость города, его влияние на новые территории;- переход сознания к понятийно-категориальным формам;- конкретизация знаний;- повышение эффективности форм деятельности людей;- изменение контроля общества над личностью;- город как урбанизированная территория, постоянно усложняющая картину территориально закрепленных социокультурных связей;- активность людей;- способность людей преодолевать аспекты жизни города;- двойственный характер города: приспосабливаемость к среде и одновременно ее реконструкция со стороны человека <4>.В результате, как заметил О. Шпенглер: "Факт, что все великие культуры - культуры городские, является абсолютно определяющим" <5>.Итак, ближе к концу работы я еще раз напишу, что ты скачал её из Интернета (всего будет три упомянания)Еще в 1997 г. мэр Москвы, нашей столицы и крупнейшего российского города, Ю. Лужков подчеркивал, что "сегодня мы отчетливо представляем себе все более возрастающее значение крупных городов в определении путей дальнейшего развития большинства государств. Именно в динамично развивающихся мегаполисах, которые скоро станут местом проживания большей части жителей планеты, будут создаваться стандарты жизни людей в следующем веке" <6>.Городская культура сегодня состоит из нескольких субкультур. Основными из них являются городская субкультура материальных производителей и субкультура производителей интеллектуальной продукции.При всех присущих им различиях социокультурные характеристики этих субкультур в последнее время постепенно сближаются и приобретают общие черты.Так, для представителей обеих субкультур характерны:- высокий уровень специализации;- высокий уровень социальных притязаний;- высокий или средний уровень экономических притязаний;- расслоение на социальные страты по уровню доходов.В последнее десятилетие в мировой теории и практике сложилась принципиально новая философия и концепция общественного и экономического развития, основанная на признании творчества как ведущего фактора развития современной постиндустриальной экономики.Творческие отрасли формируют сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний и информации. К их числу относятся как новые, наиболее динамичные и достигшие сегодня наивысшего уровня капитализации высокотехнологичные отрасли, особенно мультимедиа и интернет-технологии, так и традиционные отрасли культуры, например театральная, музейная и издательская деятельность, архитектура и дизайн.Творческие отрасли экономики основаны на "гибкой специализации", нацеленной на изменчивые рыночные ниши, в которой используется вклад мелких производителей, нередко сгруппированных вокруг целых индустрий (например, вокруг телевидения). Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют "кластеры". Подобные кластеры помогают решать проблемы трудоустройства, способствуют экономическому росту и улучшают имидж территории, то есть обеспечивают конкурентоспособность местной экономики.Развитие культурных отраслей экономики в регионах Российской Федерации открывает новые - адекватные постиндустриальному обществу - возможности экономического роста, повышает конкурентоспособность страны в эпоху глобализации.Центрами развития творческих отраслей экономики являются именно города. Они обладают большим количеством культурных и творческих ресурсов - не только учреждениями культуры, образования и научных организаций, но и высокоспециализированными, профессионально и культурно компетентными специалистами. А человеческий фактор имеет особое значение в творческих отраслях экономики. Сегодня в городах проживает более 73% граждан России <7>.Города как хранилища культуры, как культурные цент...
Другие файлы:

Социальная работа в условиях современного мегаполиса
Особенности и проблемы социального развития г. Новосибирска. Проблемы современной российской семьи. Технологии социальной работы с семьей, используемы...

Манипуляция сознанием населения мегаполиса как явление
Понятие и сущность манипуляции сознанием населения как части технологий власти. Природа и подходы манипулятивного воздействия. Особенности, способы и...

Управление организационной культурой компании
Структура и содержание организационной культуры. Формирование организационной культуры. Структура организационной культуры ОАО "Сибнефть". Управление...

Концепция организации занятий по теме «Формирование пространственной и образовательной среды пришкольных участков в условиях мегаполиса»

Мегаполис и его культура (на примере Москвы)
Анализируется общая социокультурная ситуация в мегаполисе. Предпринимается попытка определить научные основания для построения культурной политики мег...