Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Манипуляция сознанием населения мегаполиса как явление

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Понятие и сущность манипуляции сознанием населения как части технологий власти. Природа и подходы манипулятивного воздействия. Особенности, способы и проявления информационно-психологического влияния на личность мегаполиса, приёмы и методы защиты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

по дисциплине

Управление общественными отношениями

тема:

Манипуляция сознанием населения мегаполиса как явление

Москва 2005

Содержание:

Введение

1. Сущность манипуляции сознанием населения

1.1 Понятие «манипуляция сознанием»

1.2 Природа манипулятивных воздействий

2. Технология манипулятивного воздействия на сознание и защита от него

2.1 Основные методы информационно-психологического воздействия на население города

2.2 Методы защиты от информационно-психологического воздействия

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Современное общество все более зависит от информационных потоков. С течением времени появляются и активно используются новые возможности и методики для влияния на огромные массы людей, формирования их мировоззрения, запросов, совершенствуется инструментарий психологических и информационно-пропагандистских акций, кампаний и операций. Мы живем в условиях лавинообразного увеличения объемов производимой и потребляемой информации.

На протяжении тысячелетий, а особенно последних столетий, происходила эволюция и непосредственное совершенствование технологий власти и социального управления в обществе. Главной целью совершенствования являлось нахождение и изыскание способов, при которых использовались бы наименьшие затраты средств и ресурсов, для получения максимального эффекта воздействия на людей обеспечив их «добровольную» подчиняемость.

“Информационно-психологическое воздействие манипулятивного характера, осуществляется в интересах человека или групп людей по отношению к другим, и является специфической формой управления”. Грачёв Георгий, Мельник Игорь. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационного воздействия. Но такая форма носит опасный характер в тех случаях, когда оно осуществляется тайно и приносит односторонние выгоды его организаторам. Для обеспечения более эффективного управления общественными отношениями в крупном мегаполисе необходимы дополнительные технологии, которые направлены на некоторое объекты PR:

· объекты, направленные на развитие города в целом: городская среда, безопасность, экология, международное образование, здравоохранение;

· объекты, отвечающие за внешнюю привлекательность города: архитектура, чистота, транспорт, планы развития, застройки;

· объекты, вязанные с экономическим развитием города;

· инфраструктура: жилье, энергетика, дороги, коммуникации, в том числе для организации международных встреч, конгрессов;

· объекты, отражающие уникальные особенности города: природа, история, знаменитости, культура, спорт, развлечения, события.

Актуальность выбранной темы содержится в том, что на сегодняшний день технологии манипуляции сознанием, использование различных средств информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции политической борьбе. Мы встречаемся с ними повсюду, на улице, в кино, рекламе, СМИ, не говоря уже о личных и массовых взаимодействиях, поэтому каждому необходимы знания основ информационно_псикологического воздействия на человека, которые приведут к формированию психологической защиты личности и собственной информационной безопасности.

Цель работы заключается в изучении информационно-психологического воздействия на личность в мегаполисе.

Задачи, которые поставлены при написании данной работы таковы:

1. изучить сущность понятие «манипуляция сознанием»; природу манипулятивных технологий;

2. изучить основные методы информационно-психологического воздействия на население города;

3. обозначить приёмы и методы защиты от манипулятивного воздействия для сохранения информационно-психологической безопасности личности.

Объект исследования - манипуляции сознанием населения.

Предмет исследования - особенности манипуляции сознанием населения мегаполиса.

1. Сущность манипуляции сознанием населения

1.1 Понятие «манипуляция сознанием»

Рассматривая понятия, отражающие способы и проявления скрытого принуждения человека как социально-психологического явления, присущего социальному взаимодействию людей, в научных исследованиях затрагиваются теоретические и прикладные вопросы изучения различных форм скрытого принуждения личности. Зачастую они описываются в понятиях, которых условно выделяют как применяемые в повседневном языке и используемые в сфере социального управления, либо в общенаучных понятиях таких дисциплин, как социология, теория управления, политология, военное искусство, основы деятельности разведки и других спецслужб.

К их числу в первую очередь можно отнести манипулятивное воздействие (манипуляции, манипулирование), психологические игры и рефлексивное управление.

Суть понятия "рефлексивное управление" специалисты определяют следующим образом: «Процесс передачи оснований для принятия решений одним из противников другому называется рефлексивным управлением. Любые "обманные движения" (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) представляет собой реализацию рефлексивного управления». Грачёв Георгий, Мельник Игорь. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационного воздействия.

Понятие, конкретные формы, классификация и механизмы психологических игр наиболее подробно рассмотрены Э. Берном. См. там же. В этих целях им разработан соответствующий понятийный аппарат и методический инструментарий, позволяющий анализировать межличностные манипуляции, осуществляемые, в том числе, и бессознательно. Это серия кодов, содержащих ловушку, какой-то подвох.

В настоящее время наиболее универсальным из понятий, отражающих механизм скрытого психологического принуждения, выступает манипуляция. Само слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus - рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). Большая Советская Энциклопедия. - М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1977

В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями, например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощь рук.

Данное понятие имеет два основных значения - прямое и переносное или метафорическое. В последнее время именно переносное значение манипуляции становится основным и ведущим содержанием этого понятия, привлекающим все большее внимание исследователей. «В своем переносном значении оно имеет достаточно высокую дифференциацию» Грачёв Георгий, Мельник Игорь. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационного воздействия., т. е. можно говорить о системе понятий, для которых в качестве родового выступает манипуляция. В систему этих понятий входят: манипулятивное воздействие, психологические манипуляции, манипулирование (в том числе, манипулирование в политике; манипулирование общественным мнением, общественным сознанием, населением и т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции личностью и т.д.

Использование психологических манипуляций является достаточно распространенным социально_психологическим феноменом и присутствует в различных культурах и странах как в прошлом, так и в настоящее время. Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как объекта манипуляций.

Совокупность понятий, используемых для обозначения способов и проявлений информационно-психологического воздействия и принуждения человека, можно разделить на три основные группы.

В первую группу включаются понятия, в основном, сформировавшиеся и используемые в повседневном языке.

Во вторую группу включаются понятия, сформировавшиеся и используемые в практике социального управления.

В третью группу включаются понятия, разрабатывающиеся и используемые в научных исследованиях.

К первой группе понятий, сформировавшихся и используемых в повседневном языке, можно отнести следующие: "афера", "махинация", "мошенничество", "блеф", "интрига", "жульничество", "плутовство", "манипуляция", "обман". Анализ содержания понятий, выделенных в первую группу (Приложение 1), позволяет выделить следующие характерные особенности:

· сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий;

· использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения;

· опасность для окружающих действий, обозначающихс...

Другие файлы:

Манипуляция сознанием
Описание:Книга является переработанным изданием книги Сергея Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием", выдержавшей уже несколько тиражей....

Манипуляция человеческим сознанием: социологический аспект
Манипуляция как социологический феномен. Векторы и способы манипулирования человеческим сознанием. Последствия манипуляции сознанием общества, ее влия...

Манипуляция массовым сознанием
Манипуляция общественным мнением - способ управления людьми путем создания иллюзий или условий для контроля поведения; скрытное воздействие на психиче...

Методы управления сознанием человека
Современные методы манипуляции сознанием человека и способы сопротивления им. Снижение самооценки посредством провокации, оскорблений и презрения. Тео...

Манипуляция сознанием 2