Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Иконография Богоматери «Скоропослушница» из Воскресенского Новодевичьего монастыря

Тип: статья
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Иконография Богоматери «Скоропослушница» из Воскресенского Новодевичьего монастыря Фролова Ю. В. Образ "Скоропослушницы" Новодевичьего монастыря является списком чудотворной афонской иконы. Многочисленные копии святыни из монастыря Дохиар появляются в русских храмах в 19 веке и происходят из Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне.2Живопись иконы Новодевичьего монастыря свидетельствует о том, что скорее всего она была выполнена в первой половине – середине 19 века. Конечно, иконописание 19 века во многом утрачивает образно-символическое содержание византийского времени. На древних греческих иконах мы не встретим на голове Богоматери короны, как явного указания на то, что перед нами Царица Небесная. Цвет одеяний Христа и Богоматери, также утрачивает свое символическое и богословское значение. Лики исполнены скорее, как лица земных персонажей.Вместе с тем, несмотря на позднее время написания иконы, она во многом сохраняет то богословское содержание, присущее древнему образцу, дохиарской иконе 10 века, к которой восходит образ из Новодевичьего монастыря. Икона Богоматери "Скоропослушницы" принадлежит к самому торжественному, иератическому типу – "Одигитрии". Перед нами наиболее распространенная композиция. Младенец Христос держит в левой руке свернутый свиток, а правой – благословляет. Богоматерь изображена с легким наклоном головы, чуть повернутой вправо к Младенцу и поддерживающей Его левой рукой.Десница Богоматери довольно высоко поднята и указывает на Христа, как истинный путь спасения. Такое положение правой руки Богоматери не характерно для других списков икон, принадлежащих к типу "Одигитрии". Богоматерь как бы вкладывает свою руку в благословляющую десницу Христа, едва не касаясь ее.Эта необычная особенность жеста Богоматери, по-видимому, отражает то скорое моление, "скорое услышание" о котором говорит название иконы. Необычно и положение ног Богомладенца: они скрещены и напоминают нам о Христе, как о закланном Божественном Агнце, принесенном в жертву за грехи человечества. Таким образом, Христос предстает на иконе и как Архиерей (на что указывает Его одеяния и благословляющая десница), приносящий жертву, и в то же время Сам является той Жертвой, приносимой за падший человеческий род. Список литературыЧудотворные иконы Божией Матери на Афоне. /Сост. О.В. Орлова – М.,1997 – С.42"О Тебе радуется". Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н.Дмитриева – М.,2004 – С.321.
Другие файлы:

Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря

Иконография «Казанской» иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста право...

Иконография Богоматери. В 2-х томах
Никодим Пaвлович Кондaков (1844-1925) крупнейший из дореволюционных историков византийского и древнерусского искусства, профессор Санкт-Петербургского...

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь
Святыня Тихвинского Богородичного Успенского монастыря - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Чудо ее явления рыбакам на Ладожском озере. Первый хр...

Иконостас Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря
Описание: В святых храмах и ризницах наших древних русских монастырей хранится много, иногда мало ведомых, памятников древнерусского искусства, состоя...