Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Искусствоведение

Иконография «Казанской» иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря

Тип: Статья
Категория: Искусствоведение
Скачать
Купить

Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя. Лишь небольшой наклон головы Богоматери ко Христу – единственный "жест" на иконе. Он символизирует единение и любовь Матери и Божественного Младенца, которую византийские богословы трактовали как единение в любви Богоматери Церкви и Христа Ее Главы.2 Тема нерасторжимого единства и любви Христа – Великого Архиерея, принесшего себя в жертву, и Марии – "Невесты Неневестной" - пронизывает символику "Казанского" образа.

Не случайно, нимбы Христа и Богоматери слиты воедино, как нечто целое, что указывает на их неразрывную связь. Богомладенец изображен в строго фронтальной позе, как некий величественный Царь, и с благословляющей десницей, как Архиерей. В Его фигуре отсутствует всякое движение.

Но не только заступницей в военных сражениях предстает Богоматерь на "Казанской" иконе. Акафист Богоматери воспевает Пречистую – "Стена еси девам",5 тем самым, указывая на покровительство и защиту иночества. Таким образом, "Казанская" икона Богоматери, не смотря на лаконичность и строгость своей композиции, содержит многоплановый образ.

Вместе с тем, акафист Богоматери воспевает Ее: "радуйся, цвете нетления",10 указывая тем самым на девство Марии. Таким образом, цветочный орнамент на окладе предстает и как гимн чистоте и непорочности Богоматери.

Другие файлы:

Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря

Иконография Богоматери «Скоропослушница» из Воскресенского Новодевичьего монастыря

Художественная культура христианской Руси. Икона и иконостас
История иконы в жизни русского народа. Происхождение слова "икона" и своеобразие изображаемых на ней образов и окружающего мира. Рисунки на плитах зах...

Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Её «Казанская»
Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Её «Казанская».Множество списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятно...

Иконография Богоматери. В 2-х томах
Никодим Пaвлович Кондaков (1844-1925) крупнейший из дореволюционных историков византийского и древнерусского искусства, профессор Санкт-Петербургского...