Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Сущность и структура культуры

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
ВВЕДЕНИЕ Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы-таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен-тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболееобщей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда-ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче-ния культурологии. 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание,образование, развитие, почитание), исторически определенный уро-вень развития общества и человека, выраженный в типах и формахорганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых имиматериальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляет-ся для характеристики материального и духовного уровня развитияопределенных исторических эпох , общественно-экономических форма-ций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античнаякультура, культура майя), а также специфических сфер деятельнос-ти или жизни (культура труда, художественная культура, культурабыта). В более узком смысле термин "культура" относят толькок сфере духовной жизни людей. 1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправлен-ное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), атакже воспитание и обучение самого человека. Воспитание включалоне только развитие умения следовать существующим нормам и обы-чаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенностьв способности культуры удовлетворить все потребности и запросычеловека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры. влюбом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в обиход евро-пейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более илименее сходные представления могут быть обнаружены на ранних эта-пах европейской истории и за ее пределами (например, жень в ки-тайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в"пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от "не-культурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представле-ниями, передаваемыми основным смыслом слова "культура", зародил-ся, а в средние века получил распространение иной комплекс значе-ний, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и бо-лее близкий к возникшему позднее понятию цивилизация. Слово"культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного со-вершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрожденияпод совершенством культуры начали понимать соответствие гуманис-тическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей.Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествле-ние культуры с формами духовного и политического саморазвития об-щества и человека, как оно проявляется в движении науки, искус-ства, морали, религии и государственных форм правления."...Производство и все экономические отношения упоминались лишь меж-ду прочим, как второстепенные элементы культуры" (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т.20, с. 25). Так французские просвети-тели 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержа-ние культурно-исторического процесса к развитию человеческого"разума". "Культурность","цивилизованность" нации или страны (впротивоположность " дикости" и "варварству" первобытных народов)состоит в "разумности" их общественных порядков и политическихучреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук иискусств. Цель культуры, соответствующая высшему назначению "ра-зуму", - сделать всех людей счастливыми (эвдемонистическая кон-цепция культуры), живущими в согласии с запросами и потребностя-ми своей "естественной" природы (натуралистическая концепциякультуры). Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникла "крити-ка" культуры и цивилизации (Ж.Ж. Руссо), противопоставляющая ис-порченности и моральной развращенности "культурных" наций просто-ту и чистоту "нравов" народов, находившихся на патриархальнойступени развития. Эта критика была воспринята немецкой классичес-кой философией, придававшей ей характер общетеоретического осмыс-ления противоречий и коллизий буржуазной цивилизации (разделениетруда, дегуманизирующие воздействие техники, распад целостнойличности и т. д.). Выход из этой противоречивой ситуации немец-кие философы искали в сфере "духа", в сфере морального (И. Кант),эстетического (Ф.Шиллер, романтики) или философии (Г.Гегель) соз-нания, которые и выдаются ими за область подлинно культурного су-ществования и развития человека. Культура с этой точки зренияпредстает как область "духовной свободы" человека, лежащая запределами его природного и социального существования, независи-мая от его эмпирических целей и потребностей. В достижении этойсвободы и состоит смысл всей культурно-исторической эволюции че-ловечества. Немецкому философско-историческому сознанию свой-ственно признание множества своеобразных типов и форм культурно-го развития, располагающихся в определенной исторической последо-вательности и образующих в совокупности единую линию духовной
Другие файлы:

Структура и характеристики организационной культуры
Сущность, значение, структура, способы формирования и механизмы организационной культуры. Организационно-экономическая характеристика ОАО НК "РуссНефт...

Сущность, структура и основные функции культуры
Определение и философские подходы к пониманию культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Познавательная, информативная, коммуникативная и...

Экономическая культура: сущность и структура
Понятие экономической культуры как типичного способа экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов, ее структура и элементы, законо...

Формирование организационной культуры на примере индивидуального предпринимателя Кругловой А.В.
Организационная культура: сущность, концепция, структура. Типология организационной культуры в соответствии с К. Камероном и Р. Куинном. Структура бал...

Совершенствование корпоративной культуры производственного предприятия в современных условиях
Понятие и сущность корпоративной культуры предприятия, ее структура и содержание, формирование и развитие. Разработка рекомендаций по совершенствовани...