Характеристика шахтного локомотивного транспорта
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Контрольная работа
Характеристика шахтного локомотивного транспорта
1. Общие сведения о локомотивном транспорте
локомотивный электровоз подстанция тяговый
Локомотивный транспорт является основным видом транспорта на шахтах горнодобывающей промышленности и служит для перевозки основных и вспомогательных грузов, перевозки людей и производства маневровых работ. Локомотивная откатка применяется в выработках с уклоном до 5°/оо.
Применяются следующие виды локомотивов:
- аккумуляторные и контактные электровозы постоянного тока;
- электровозы переменного тока повышенной частоты с бесконтактным съемом энергии с питающей линии (неправильно называемые «высокочастотными электровозами»);
- инерционные локомотивы (гировозы);
- дизелевозы.
Шахтные локомотивы имеют следующие виды исполнения: рудничное нормальное РН (контактные электровозы); рудничное повышенной надежности РП (аккумуляторные электровозы и электровозы переменного тока); рудничное взрывобезопасное РВ (гировозы, взрывобезопасные аккумуляторные электровозы, взрывобезопасные дизелевозы). Область применения локомотивов различных уровней взрывозащиты определяется ПБ.
По сцепному весу локомотивы подразделяют на: легкие - до 50кН, средние - 50-140кН, и тяжелые свыше 140 кН.
В зависимости от условий откатки целесообразно применять локомотивы различной массы:
- по вентиляционным выработкам и горизонтам и по участковым выработкам (подэтажные и этажные штреки) - локомотивы массой 7-10 т;
- по выработкам основных горизонтов (горизонт околоствольного двора) - массой 14-28 т при ширине колеи рельсового пути 750 и 900 мм и 7-10 т при ширине колеи 600 мм.
Преимущества локомотивного транспорта: многофункциональность; практически неограниченная производительность, зависящая от числа локомотивов; высокая экономичность; маневренность; возможность раздельного и бесперегрузочного транспортирования по разветвленной трассе практически на неограниченные расстояния; высокий коэффициент готовности откатки.
Недостатки локомотивного транспорта: цикличность; зависимость производительности от уровня организации; ограниченность применения по углам наклона (3-4°/оо); затруднение в обеспечении безопасности работы при завышенных (более 5°/оо) профилях пути; наличие сложного аккумуляторного хозяйства при использовании аккумуляторных электровозов.
Основное внимание при создании новых локомотивов уделено: повышению скорости движения электровозов; увеличению энергоемкости аккумуляторных батарей; повышению тяговых и тормозных свойств; унификации узлов и деталей; обеспечению безопасности движения и комфортности работы машиниста.
Выбор локомотива, соответствующего категории взрывобезопасности шахт, производится па основании технико-экономического расчета по условию минимума приведенных затрат на локомотивную откатку. Производственная мощность шахты (горизонта) и расстояние транспортирования являются основными факторами, влияющими на выбор массы локомотива, а также типа и грузоподъемности откаточного сосуда.
Рудничные электровозы постоянного тока
Контактные электровозы получили наибольшее распространение на рудниках черной и цветной металлургии, аккумуляторные электровозы применяются на угольных шахтах и составляют 80% от общего числа работающих локомотивов.
Контактные электровозы работают от контактной сети постоянного тока на напряжение U=250 В. Аккумуляторные электровозы от тяговых шахтных аккумяторных батарей.
На основе анализа преимуществ и недостатков различных видов локомотивов, горно-геологических условий шахты и прогноза развития горнодобывающей промышленности определен типоразмерный ряд шахтных локомотивов по категории взрывобезопасности.
По типоразмерному ряду применялись следующие типы электровозов:
- аккумуляторные АК-2У, 4,5АРП-2М, 5АРВ2М, АРП7, АРВ7, АМ-8Д, 2АМ-8Д, АРП10, АРП14, АРП28;
- контактные электровозы 3КР-600, 4КР1, 7КР-1У, К10, К14, КТ14, КТ28.
В последние годы электровозы модернизировались, а также различными заводами создавались новые модели:
Александровский машзавод выпускает рудничные контактные электровозы К4, 7КРМ1, К10, К14.
Новочеркаский электровозостроительный завод: электровоз контактный шахтный КН10, электровоз контактный рудничный ЭКРА-600 (массой 3,3 т, колея 600 мм).
Ясногорский машзавод: электровозы аккумуляторные серии АРП-7 и АРВ-7, электровозы аккумуляторные серии А5,5 (масса 5,5 т, сила тяги 9-9,5 кН, исполнение РП), А8 (исполнение РП), В8 (исполнение РВ), электровозы спаренные аккумуляторные серии 2А8, 2В8.
Дружковский машзавод: электровозы аккумуляторные серии АМ8Д, 2АМ8Д, АРП-10 и АРП-14, и электровозы контактные ЭК10Т (тиристорная система управления), ЭК10Р (реостатная система управления).
2. Основные узлы устройства контактных и аккумуляторных электровозов
локомотивный электровоз подстанция тяговый
Электровоз включает в себя:
- механическое оборудование: в которое входят рама, ходовая часть, рессорное подвешивание, тормозная система, песочная система;
- пневмооборудование: состоит из компрессора с электродвигателем от которого работает пневмопривод тормозов, песочницы, пневмосигнал и токоприемник;
- электрическое оборудование, состоящее из тяговых двигателей, источника питания и пускорегулирующей аппаратуры.
Оборудование контактных и аккумуляторных электровозов принципиально одинаково, за исключением источника питания и подвода энергии.
Механическое оборудование.
Основным элементом, на котором монтируется все оборудование электровоза, является рама, состоящая из боковых и поперечных листов. Рама опирается через рессорную подвеску на буксы колесных пар электровоза. На раме с краю или в центральной части расположена кабина машиниста, а на торцах - буфера и сцепные устройства со штыревой сцепкой или автосцепкой, управляемой машинистом дистанционно из кабины электровоза.
Ходовая часть электровоза включает в себя колесные пары, состоящие из оси с жестко закрепленными на ней колесами, и буксы, в которых вращаются оси колесных пар. На оси колесной пары на подшипниках закреплен корпус редуктора, а двигатель эластично подвешен к раме электровоза.
Рессорная подвеска (рис. 1) смягчает удары при прохождении колес электровоза по стыкам рельсов и стрелочным переводам. На электровозах применяют индивидуальную и балансирную системы рессорного подвешивания. При индивидуальной подвеске рама опирается на каждую буксу через индивидуальную рессору, а при балансирной подвеске рессоры объединены между собою продольными балансирами, что обеспечивает равномерное распределение веса на все колеса электровоза. В качестве рессорной подвески применяют листовые рессоры, спиральные пружины и резинометаллические амортизаторы.
Рис. 1. Рессорная подвеска рамы электровоза К10: 1 - коромысло; 2 - стабилизатор; 3 и 4 - пружина соответственно внутренняя и наружная; 5 - тяга; 6 - амортизатор
Электровозы оборудованы двумя тормозными системами: электрической и механической. Основной рабочей системой является электрическое реостатное торможение. Для экстренного торможения и полной остановки применяют механическую систему (рис. 2). Наибольшее распространение получили механические системы с тормозными колодками, снабженные ручным или пневматическим приводом.
Рис. 2. Тормозная система электровоза К10: 1 - штурвал; 2 - тормозной цилиндр; 3 - передний рычаг; 4 - тормозная стяжка; 5 - задний рычаг
В ...
Проект вскрытия, подготовки и отработки Третьего калийного пласта в условиях шахтного поля 2 РУ ОАО "Беларуськалий"
Характеристика района и месторождения: общие сведения, стратиграфия, тектоника, гидрогеология. Запасы шахтного поля, этапы его вскрытия и подготовки,...
Кран машиниста локомотивного депо
История развития железнодорожного транспорта. Рассмотрение материально-технической базы локомотивного депо, назначения его цехов и отделений. Правила...
Организация природоохранной деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта
Природоохранные мероприятия, проводимые на предприятии железнодорожного транспорта по атмосферному воздуху. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атм...
Производственно-экономические показатели локомотивного депо
Формирование производственной программы и качественных показателей локомотивного депо. Определение контингента и фонда заработной платы локомотивных б...
Организация работы локомотивного депо
История развития локомотивного депо, его общая характеристика и основные технико-экономические показатели. Структура управления локомотивным депо. Тех...