Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Символика льна в народных песнях

Тип: реферат
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Люди возделывали лен еще в Эгейский период. На территории современной России он известен со 2 тысячелетия до н.э. «Лен 2000 лет до н.э. культивировали славяне из Вологды – при раскопках свайного поселения на р. Модлоне в Вологодской области, относящемуся к началу 2-го тыс. до н.э., найдены семена льна культурного, которые удалось прорастить.» Древние письменности свидетельствует об изготовлении славянами льняного полотна в 9-10 веке до н.э. Восточные авторы описывают славян одетых в светлые льняные одежды. Кроме одежды из льна делали канаты, сети и масло.Процесс выращивания и обработки был очень длительны и состоял из следующих этапов:
  • Весной его сеяли, изначально только мужчины, в более поздней период на поле допускались и женщины. В более древний период женщины сеяли лен на небольшой делянке рядом с огородом. Дальнейшей обработкой занимались исключительно женщины.
  • В конце лета его выдергивали с корнями и ставили в маленькие снопики для просушки.
  • Далее отделяли семечки с коробочками и выжимали из них масло.
  • Затем стебли вымачивали и сушили, следя, чтобы лен не был подморожен.
  • Затем его мяли, т.е. топтали ногами.
  • После лен трепали: женщина била по подвешенному пучку специальной дощечкой – трепалом.
  • Последняя операция - чесание льна с помощью деревянных гребней с частыми рядами зубцов.
  • Подготовленный таки образом лен называли МОЧКА. Из нее пряли нити, затем ткали полотно, которое впоследствии красили в к-л. цвета.Из описания видно, что процесс был очень трудоемкий, в нем были занятии все женщины в семье. Безусловно, это отразилось в фольклоре и верованиях.Лен, как и хлеб, сеяли изначально мужчины. Во многих районах лен сеяли обязательно в новой льняной рубахе, а в Московской губернии «сеяли лен без порток».Они выходили на поле с мешками, стараясь как можно сильнее ими раскачивать, и делать широкие шаги, раскачиваясь при этом, как должен был раскачиваться на ветру волокнистый лен. Отождествление движений сеятелей с будущими движениями льна есть не что иное, как проявление карпогонической магии (то есть сельскохозяйственной магии)Народ видел связь не только человека и природы, но и одних явлений с другими: считалось, что если сеять лен на «молодой» месяц, т.е. который будет нарастать, то лен получится долгий волокнистый; а если на полной луне, то он будет полный в зерне.Итак, давайте обратимся к фольклорным текстам, в которых упоминается это растение.В песенной традиции лен чаще всего находится в связи с женскими образами, поскольку именно женщины проводили за его обработкой большую часть времени.Плясовая песняОх, мочка клочется,Мне прясть не хочется,Что-то дело не спорится,Вертено из рук валится.Эх, прялочку взялаДа во поседушку пошла,Прялочку под лавычку,Сама плясать пошла.Записана от Козловой А.С., .р., с. Б.Болдино Большеболдинского района Нижегородской области, 20.08.1967 г. Гусаровой Т.В.Перед нами песня поздней формации. В ней речь идет об этапе прядения из кудели ниток. Часто девушки брали с собой на вечера в избу, где гуляла молодежь, прялки и там должны были выполнить определенную часть работы, которое им поручала мать. Именно этот эпизод отражен здесь. Здесь лен используется лишь как часть быта, окружающая девушку и не несет никакого особого символического значения.Часто присутствие льна в песнях говорит о любовной символике. Поскольку лен и связанные с ним продукты труда в наибольшей степени принадлежать к женщинам, то и символика льна отражает события и переживания в жизни лирической героини.
  • Вытаптывание или приминание льна означает расставание с девичеством
  • Посела я ленкуПри дороге при яркуПрипев: Ой лен, мой лен,Лен кудрявый зеленой.Мне сказали, что мой лен,Он побит и привален.Кто по полюшку ходил,Кто мой лен привалил?!По дороженьке по тойВот три молодца прошли Как мне первого проситьПоходочку изменить? Второго мне проситьТонкопрядицею быть.Уж мне третьего проситьЧисто щегольно ходить.Русская народная песня.В этом тексте речь идет о следах, которые символически оставляют три парня на объекте труда девушки. Одна и та же тропинка, по которой прошли все троя – сватовство. Лен здесь выступает символом, с помощью которого лирическая героиня иносказательно может описать происходящие события. Кроме того, следует обратить внимание на цветовую характеристику растения, которая постоянно повторяется в припеве.С одной стороны, в народной поэзии зеленый цвет выражает «идею вечной жизни», то есть круг «жизни» самого растения. Подразумевается, что лен, после того, как его обработают, «переродится» в виде полотна и будет существовать уже в этой форме. С другой стороны, эта цветовая характеристика принадлежит и жизни лирической героини.Поскольку лен не является самостоятельным персонажем а играет как бы подчиненную роль, для передачи сюжета. В такой контексте лен – часть мира девушки, в том числе и эмоционального. И здесь зеленый цвет указывает на ее молодость, незрелость ее чувсвт и моровиззрения. Она еще не полноценный член общества, поскольку принадлежит родителям и не имеет собственной семьи. Притаптывание льна – разрыв с прошлым устройством мира лирической героини.В семейных обрядах этому растению так же уделяется особое внимание. Льняное семя клали в сундук с приданным невесты. Здесь оно символизировало достаток и крепкое хозяйство, которое будет держаться на плечах обоих супругов. Здесь интересно рассмотреть следующий текст: Сею, вею, сею, сею, вею,
    Другие файлы:

    Символика растений в великорусских песнях
    Полное описание: Статья Я. А. Автамонова "Символика растений в великорусских песнях" (1902) посвящена тому, как признаки растений - цвет лепестков и п...

    Болезни льна
    Распространение и интенсивность поражения льна болезнями. Наиболее распространенные болезни растения (фузариоз, антракноз, полиспороз, аскохитоз, ржав...

    Символы священной науки
    Книга о древней сакральной символике и ее проявлениях в различных религиозно-культурных традициях. Из Содержания: Традиция символа и некоторые из ее в...

    Психологическая символика фасада, интерьера, костюма
    1. Введениеа) определение символаб) определение стиля2. Символика архитектурыа) Антикаб) Готикав) Барокког) Модерн3. Символика интерьераа) символика ц...

    Драматычныя і трагічныя калізіі ў беларускіх народных баладах
    Жанравая форма і вобразны лад народных балад. Драматычныя калізіі ў народнай баладзе. Катэгорыя трагічнага ў баладных песнях. Асноўныя паэтычныя сродк...