Психологическая символика фасада, интерьера, костюма
1. Введениеа) определение символаб) определение стиля2. Символика архитектурыа) Антикаб) Готикав) Барокког) Модерн3. Символика интерьераа) символика цветаб) символика формыв) дизайнг) орнамент4. Символика костюмаа) психологическая характеристика костюмаб) костюм как характеристика временив) социальная характеристика костюмаг) костюм и технический прогрессд) атрибуты и аксессуарые) цвет в костюмеж) костюм как символз) костюм - проявление стиля эпохии) мода5. Заключение"Может показаться, что искусствуугрожает опасность потонуть в море разговоров о нем."Рудольф АрнхеймВВЕДЕНИЕКогда основной костяк текста реферата был уже завершен, мне на глаза попаласьгазета "Вечерняя Москва" с опубликован-ным в ней пространным интервью Главногоархитектора г. Москвы. Некоторые полжения этой статьи показались мне настолькоимеющими непосредственное отношение к теме нашего анализа, что я решил начать своюработу именно с одного из них. Журналист - интервьюер описывает, в частности, потря-сающую жизненную зарисовку:современный мальчик стоит на Поклонной горе, разглядывая храм - новодел - егосве-жеблестящие золотом купола, стройные апсиды, белоснежно - кипенные своды, яркиелики святых. - Нравится? - спрашивает его молодая мамаша. - Очень! - отвечает сын.- На банк похоже !..Эта история с подменой дома Бога на дом менялы кажется мне ярчайшим и необычайноточным примером инверсии, смещения психологической символики нашего сегодняшнеговизуального восприятия. Плохую книгу можно захлопнуть. От плохой картины - отвернуться. С плохого концертаили спектакля - уйти. Но есть груп-па искусств, которые воздействуют на людейпостоянно и независимо от их желания. Они входят в понятие материальной культуры исвязаны с формированием пространственной среды и предметного мира. Встречи с ниминельзя избежать, на них невозможно зажмуриться. Мы сталкиваемся с ними ежедневно иежечасно, и столь же ежедневно и ежечасно человеческая психология вступает с ними внепосредственное взаимодействие, непрерывно влияя на них и получая от нихсильнейшее воздействие. Эти искусства - архитектура, дизайн и костюм. Но прежде чем разбираться собственно с каждым из них в отдельности, мне пришлосьобратиться к справочной литературе, чтобы более точно понять, что включает в себяпонятие символа.Символ в искусстве ( от греч. symbolon - знак, опознаватель-ная примета),универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление сосмежными категориями - художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории -с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспектесвоей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемоймногозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы внекоторой мере, символ); но категория символа указывает на выход об-раза засобственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом,но ему не тождественного. Предметный образ и глубиный смысл выступают в структуресимвола как два полюса, немыслимые один без другого ( ибо смысл теряет вне образасвою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но иразведенные между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается символ.Переходя в символ, образ становится "прозрачным"; смысл "просвечивает" сквозь него,будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие символа от аллегории состоит в том, что смысл нельзядешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, несуществует в качестве рациональной формулы, которую можно "вложить" в образ и затемизвлечь...