Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Отражение основ национальной культуры в символике орнамента марийского костюма

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Особенности национальной культуры марийского народа. Религиозно-мировоззренческие представления, образ жизни и быт. Роль костюма в марийской культуре. Символика марийского орнамента в контексте национальной культуре. Символика женского и мужского начал.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Особенности национальной культуры марийского народа
  • 1.1 Религиозно-мировоззренческие представления марийского народа
  • 1.2 Образ жизни и быт марийского народа
  • 1.3 Роль костюма в марийской культуре
  • Глава 2. Содержание и символика марийского орнамента в контексте национальной культуры
  • 2.1 Роль и место орнамента в марийском народном искусстве
  • 2.2 Отражение представлений о мироздании в марийском орнаменте
  • 2.3 Символика женского и мужского начал в народном марийском орнаменте
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Курсовая работа посвящена проблеме отражения основ национальной культуры в символике орнамента марийского костюма.

Актуальность заявленной темы обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, костюм представляет собой одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, и служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев, следовательно необходимость знания национального костюма является важной частью исторической памяти человека, так как именно костюм является самоидентификатором принадлежности человека к той или иной народности.

Во-вторых, как вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах марийцев и технологий изготовления: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, вышивке. В настоящее время особое значение в сфере создания модных трендов, касающихся не только одежды, но и предметов быта в стиле "этника", используют традиционные методы технологий, считающихся частью возвращения к природе, и поэтому не удивительно обращение к народному костюму, в нашем случае к марийскому, который несомненно пользуется успехом в своей местности.

В-третьих, в символике орнамента творчески были представлены взгляды человека на мир, на его понимание содержания религии.

Объектом данного исследования является орнамент национального марийского костюма.

Предметом изучения данной работы является символика марийского орнамента, рассмотренная в контексте национальной культуры.

Цель данной курсовой работы изучение особенностей отражения и закрепления основ национальной культуры в символике орнамента марийского костюма.

Поставленная в работе цель предполагает решение следующих задач:

рассмотреть религиозно-мировоззренческие представления марийского народа;

проанализировать образ жизни и быт марийского народа;

выделить роль национального костюма в марийской культуре;

проанализировать роль и место орнамента в марийском народном искусстве;

рассмотреть отражение представлений о мироздании (картине мира) в марийском орнаменте;

проанализировать символику женского и мужского начал в народном марийском орнаменте.

Методы, использованные для проведения данного исследования: историко-сравнительный, описательный, типологический.

Теоретико-методологическую базу данной работы составили исследования Т.Л. Молотовой, Н.В. Никольского, в которых излагаются подробные факты о составляющих марийского костюма, о появлении и развитии марийской вышивки и её особенностях, а также об истории марийского народа.

Изучению образов-символов в марийском орнаменте посвящено исследование Т.А. Крюковой "Марийская вышивка". Связи религии с символикой орнамента марийского костюма рассмотрены в статье Н.С. Попова "К вопросу о религиозном движении в Марийском крае в XIX".

Структура исследования обусловлена поставленными в работе целями и задачами. В первой главе рассматриваются особенности национальной культуры марийского народа. Во второй главе дается анализ содержание и символика марийского орнамента в контексте национальной культуры.

Один из вопросов данной курсовой работы, а именно, символика женского и мужского начал в народном марийском орнаменте, был апробирован на научной конференции студентов и молодых ученых "Философия, культура, социум: аспекты взаимодействия", Киров 2014 год.

Глава 1. Особенности национальной культуры марийского народа

1.1 Религиозно-мировоззренческие представления марийского народа

Марийцы - один из древних финно-угорских народов Среднего Поволжья. В настоящее время марийцы дисперсными группами проживают во многих регионах России.

Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные. Горные марийцы (кырыкмары) живут на правобережье Волги в пределах современного Горномарийского района Республики Марий Эл, а также по бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат в левобережье реки Волги. Всю центральную и восточную часть Республики Марий Эл населяет многочисленная этнографическая группа луговые марийцы (олык марий). В XVI в. часть марийцев устремилась в Закамье на башкирские земли, положив начало формированию этнографической группы восточных мари Марийская электронная энциклопедия. - Режим доступа: http: //aboutmari.com/. .

Говоря о том, кто такие марийцы следует отметить, что некоторые ученые не совсем относят их к финно-угорским народностям. Согласно древним марийским преданиям, этот народ в далекие времена пришел из Древнего Ирана, родины пророка Заратустры, и расселился вдоль Волги, где как раз и смешался с местными финно-угорскими племенами, однако сохранил свою самобытность Ионин С. Марийцы. - М.: Голос-Пресс, 2010. - С. 491. .

Религиозные верования составляли ядро духовной культуры марийцев. Являясь важным этноформирующим фактором, они охватывали все сферы жизни общества, оказывали прямое воздействие на повседневную жизнь людей, определяли их мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации, моральные установки. До XVIII века марийцы придерживались языческих верований и культов, имели собственные космогонические представления о происхождении земли и неба, животного и растительного мира, человека Марийский фольклор, 1991. .

В религиозных представлениях марийцев ХIХ-начала ХХ вв. можно выделить некоторые проявления древних религиозно-мифологических воззрений, восходящих к тотемизму (культ водоплавающих птиц-утки, лебедя, представления о родовых покровителях - стерляди, тетереве, лосе, а также о священных деревьях и т.д.). Марийцы почитали медведя, считая его "человеком в шкуре". Они верили, что промысловые животные, птицы, пчелы понимают человеческую речь. Почитаемые животные в религиозно-мифологической картине мира олицетворяли солнце, луну, звезды, небо, землю, вселенную. Так, солнце - всевидящее око, глаза вселенной, изображалось в виде оленя, коня. Земля сравнивалась с черной коровой, подземным быком, радуга-с лошадью охотника, Млечный Путь назывался "гусиной тропой" и т.д.

Деревья марийцами, как и другими финно-угорскими народами, воспринимались как живые существа, покровители рода, хранители его жизненной силы. В сознании народа сохранились представления о дереве как вертикальной космической модели Вселенной. Эти древние представления были сходными с религиозными представлениями удмуртов, мордвы, чувашей Владыкин Е.В. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск, Удмуртия, 1994. - С. 64-95, 131-133.

Чистяков А.Р., Денисов А.К. Типы лесов Марийской АССР и сопредельных районов. - Йошкар-Ола: Маркнигиздат, 1959. - С. 5-17. .

Все эти древние религиозно-мифологические воззрения и представления были творчески преобразованы в национальном орнаменте народа.

Марийцы, как и другие народы Поволжья, поклонялись духам керемет-покровителям рода и родственной группы. Сложный синкретизированный образ этих духов в сознании людей олицетворял одного из участников творения земли и человека, переплетался с почитанием сил и явлений окружающей природы, душ умерших насильственной смертью, с культом предков, а также с более поздними напластованиями религиозных представлений, сформировавшихся под воздействием культа мусульманских святых, социальных перемен в обществе. По названиям этих духов можно заключить, что в культе духов керемет нашли отражение отголоски почитания деревьев, птиц и животных, рек, ключей, камней, возвышенных мест, духов воды Попов Н.С. К вопросу о религиозном движении в Марийском крае в XIX веке // Историография и источниковедение по археологии и этнографии Марийского края. Йошкар-Ола, 1984. Вып. 7. С. 35-39. .

Почитание духов-матерей (ава) воды, огня, ветра, земли, поля и других небесных и земных объектов и явлений окружающей природы является характерной особенностью финно-угорских народов Поволжья и Приуралья Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск, 1998. - С. 1-7. .

В связи с этим не исключен факт сходства, многих орнаментальных особенностей вышивки с особенностями орнамента финно-угорских народностей.

1.2 Образ жизни и быт марийского народа

Образ жизни и быт марийского народа напрямую связан с религией. Различные празднества, уборка в поле или другие бытовые работы в доме - все сводилось к верованию.

Другие файлы:

Марийский народный костюм
Работа посвящена исследованию тенденций развития марийского народного костюма со второй половины XIX века по современный период. Рассматриваются техно...

История костюма эпохи барокко
Характеристика развития костюма эпохи барокко, эстетический идеал красоты и особенности тканей, цветов, орнамента. Особые черты женского и мужского ко...

Изучение костюма Древнего Египта как фактор эстетического развития учащихся детской художественной школы
Исторический аспект изучения костюма Древнего Египта в художественных образовательных учреждениях. Анализ программ по изобразительному искусству. Прое...

История создания татарского национального костюма
Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности...

Новгородский традиционный костюм
Новгородский традиционный костюм XIX — начала XX века — яркое и самобытное явление русской национальной культуры. В нем нашли отражение и мировосприят...