Организация таможенного контроля в Республике Казахстан
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы ее практическая значимость обусловили выбор темы дипломной работы, постановку цели и задач исследования, структуру изложения материала.
В своем Послании Народу Республики Казахстан «Новое десятилетие -новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года Президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев отметил, что создание Таможенного союза «очень выгодно и важно» для республики.
«Таможенный союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией является важной составляющей частью интеграционных инициатив нашей страны. Вместе с Россией, Белоруссией мы создали единую команду, которая будет состоять на треть от представителей от каждой страны и будет представлять каждую страну на всех переговорах. И это будет экономически выгодно»
Таким образом, подчеркнув особую роль Таможенной союза, Президент четко и последовательно изложил единственно верный путь дальнейшего реформирования в таможенной сфере, для повышения эффективности не только Таможенного союза, но и экономики в целом.[1]
В этой связи, перед таможенной системой Республики Казахстан поставлены задачи по выработке реальных, действенных и системных мер по совершенствованию таможенного администрирования, что фактически означает новый этап организационно-правовой и технологической модернизации таможенной службы. Таможенная служба Казахстана продолжает работу по совершенствованию нормативной правовой базы таможенного дела, автоматизации таможенного оформления и таможенного контроля, упрощению таможенных процедур и таможенного администрирования с одновременным усилением ответственности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности и брокеров.
Работа над совершенствованием таможенного законодательства, администрирования методов и форм таможенного контроля и оформления никогда не прекращалась. Однако, если раньше основной акцент делался на совершенствование, то есть «шлифовке» тех или иных норм права, попытки максимально предусмотреть и регламентировать возникающие в процессе таможенного контроля и таможенного оформления нюансы, то на сегодняшний день этого явно недостаточно.
Перед таможенными органами РК стоит более масштабная задача - выйти на уровень мировых стандартов по уровню организации таможенного дела. Итогом такой работы должно стать значительное упрощение таможенных процедур, максимальное сокращение времени таможенного оформления товаров и транспортных средств при одновременном усилении таможенного контроля и правоохранительной функции за счет «бесконтактных форм».
Все эти задачи невозможно выполнить только за счет улучшения администрирования, необходима радикальная реконструкция работы таможенных органов на всех этапах таможенного контроля и таможенного оформления, начиная с момента пересечения таможенной границы и заканчивая выпуском товара.
С проявлением в последнее время в мировой экономике кризисных явлений, которые требуют от государств незамедлительного проведения реформ для снижения излишних барьеров, возникающих в общем движении товарооборота между странами. Это связано не только международными торговыми операциями купли-продажи товаров, но с бурно происходящими в последнее время процессами диверсификации хозяйственных связей на мировом уровне, расширением масштабов производства, увеличением товарного ассортимента, углублением международного разделения труда и транснациональной кооперации. От результатов проводимых мероприятий по снижению барьеров и издержек внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит успех деятельности правительств по стабилизации экономической ситуации и дальнейшему развитию реального сектора экономики.
Мировой экономический кризис не обошел стороной и нашу страну. Постепенно были затронуты секторы экономики, в частности: строительство, крупный, малый и средний бизнес. Последствию кризиса в сфере таможенного дела выражены в следующих формах:
- снижение объема импорта товаров;
- уменьшение количества участников внешнеэкономической деятельности далее (ВЭД) и.т.п.
Так, если в первом квартале 2009 года в зоне деятельности ДТК по г. Астана было зарегистрировано 514 участника ВЭД, то уже первом квартале 2010 года их количество уменьшилось до 268 [2,с.7].
Прекращают деятельность некоторые крупные участники ВЭД. Как например прекратило деятельность ТОО «Мамыр -Астана», крупнейший поставщик строительных материалов на рынке г. Астаны.
Методологической базой написания дипломной работы послужили законодательные акты Республики Казахстан, регламентирующие вопросы организации таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, труды казахстанских ученых Алибекова А.С., Сарсембаева М.А., учебники и учебные пособия, публикации периодической печати по теме исследования.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения специальной литературы определить пути совершенствования основного таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
Исходя из поставленной цели, нами сформулированы следующие задачи:
1) раскрыть правовые основы организации основного таможенного контроля;
2) рассмотреть порядок производства таможенного оформления;
3) рассмотреть принципы организации таможенного контроля;
4) разработать предложения по совершенствованию правового регулирования таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
Объектом исследования в дипломной работе выступает процесс таможенного оформления и таможенного контроля Департамента таможенного контроля по г. Астана.
Предметом исследования является организационно-экономические меры таможенного контроля и оформления товаров.
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретических и методических положений, определяющих развитие организационно-экономических мер таможенного контроля и оформления товаров.
Элементы научной новизны содержатся в следующем:
- разработаны организационно-экономические меры упрощения таможенных процедур, позволяющий повысить эффективность внешнеторговой деятельности участников ВЭД и таможенного контроля;
- выявлены отличительные особенности организации таможенного контроля и таможенного оформления Республики Казахстан
- рассмотрены отрицательные и позитивные стороны влияния Таможенного союза на экономику Казахстана.
1 ПОРЯДОК И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие, принципы и формы таможенного контроля
Одним из главенствующих институтов таможенного права является таможенный контроль. В соответствии со ст. 7 Таможенного кодекса Республики Казахстан под таможенным контролем понимается «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан, в том числе с использованием системы управления рисками, по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан».[3, c. 7]
Основная цель таможенного контроля - выявление с помощью различных форм контроля соответствия проведенных таможенных операций и действий таможенному законодательству; соблюдение физическими и юридическими лицами, участвующими в таможенной деятельности, установленных таможенных правил и процедур.[4, c 9]
Задачей таможенного контроля является обнаружение и пресечение правонарушений в сфере таможенного дела.
Содержание таможенного контроля включает в себя все действия таможенного органа, направленные на реализацию поставленных выше задач и функций и возникающие в результате этого отношения.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы Республики Казахстан выполняют следующие функции:
- обеспечивают соблюдение таможенного законодательства;
- принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела;
- обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Казахстан, являющуюся основой суверенитета государства;
- взимают таможенные пошлины и налоги;
- участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и реализуют эти меры;
- осуществляют и совершенствуют таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан.
Объектами таможенного контроля являются:
- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан;
- физические лица, пересекающие таможенную границу Республики Казахстан;
- владельцы таможенных и свободных складов, складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли (рисунок 1).
Объекты таможенного контроля
-физические лица и их документы;
...
Механизм проведения таможенного контроля
Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств. Организация таможенного контроля и таможенного оформления в пунктах пропуска через таможен...
Организация таможенного контроля товаров
Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза. Процедуры таможенного контроля на морском транспорте при прибы...
Виды и формы контроля лиц, товаров и транспортных средств
Институт таможенного контроля. Основные способы проведения таможенного контроля, его содержание, формы и принципы проведения. Организация и проведение...
Роль финансового контроля в Республике Казахстан
Содержание финансового контроля, его необходимость и функции в условиях рыночной экономики. Основные формы, виды и методы финансового контроля. Соврем...
Правовое обеспечение таможенного контроля
Понятие таможенного контроля. Объект, предмет и принципы таможенного контроля. Формы таможенного контроля. Документы, необходимые для таможенного офор...