Информационные технологии в управлении таможенными объектами: состояние, проблемы и перспективы
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра управления
Р Е Ф Е Р А Т
на тему «Информационные технологии в управлении таможенными объектами: состояние, проблемы и перспективы»
Выполнил: студент 5-го курса очной фор-
мы обучения факультета таможенного дела,
группа _________, В.В. Мальгин
Москва
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Общая структура технологии управления на основе автоматизации
3. Организационно-функциональная модель управления таможенными органами
4. Задачи комплексной автоматизации управления
5. Комплекс программ автоматизации
6. Программные средства автоматизации деятельности участников ВЭД
Заключение
Список использованных источников
Введение
Управленческий труд отличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов деятельности, многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть вообще не поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация управленческой деятельности изначально связывалась только с автоматизацией некоторых рутинных вспомогательных операций. Но бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привели в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления.
Несмотря на существующее многообразие, в зависимости от содержания можно выделить следующие виды управленческой деятельности:
- эвристическая (интеллектуальная) деятельность - заключается в формулировании новых идей, концепций, решений. В управлении она воплощается в разработке новых планов, технологий, форм организации труда. Процесс такой деятельности может быть разделен на две составляющие: аналитическую и конструктивную. Аналитическая составляющая подразумевает сбор, изучение и анализ информации, необходимой для принятия решения. Конструктивная составляющая представляет собой подготовку, обсуждение и принятие управленческого решения;
- административная деятельность - это непосредственное управление действиями и поведением управляемой системы. Она заключается в организации коммуникаций между разными участниками процесса управления и в общем случае предполагает выдачу распоряжений и контроль их исполнения;
- операторная деятельность - это обработка документов (имеется в виду оформление, регистрация документов, экспедиционная обработка поступающей корреспонденции).
1. Общая структура технологии управления на основе автоматизации
Как уже отмечалось, современная система управления таможенной деятельностью имеет иерархическую организационную структуру, в рамках которой функции управления реализуются на уровне ФТС, региональных управлений, таможен и таможенных постов. Такая структура обеспечивает централизованный распределенный характер управления. При этом практически на каждом уровне управления решается комплекс задач мониторинга внешней торговли относительно контролируемого сегмента сферы ВЭД и обеспечивается управление ресурсами и таможенной технологией для достижения целей таможенной деятельности.
При решении таких задач в существующей системе информационные технологии используются в крайне ограниченных объемах, а автоматизация технологий управления таможенной деятельностью практически отсутствует. Все это в конечном итоге отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности.
Управляющие решения готовятся на основе мониторинга параметров ВЭД, имеющихся ресурсов и результатов деятельности. При этом в технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология. Такая технология обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления соответствующими объектами в интересах подготовки и реализации управленческих решений.
Другими словами, технология управления таможенной службой России в условиях автоматизации органически содержит в себе информационно-управляющую технологию, а соответствующая ей система управления должна строиться с учетом принципов системной реализации такой технологии и ее параметров. Следовательно, информационно-управляющая система является подсистемой (компонентом) системы управления, ее неотъемлемой частью.
Наличие такого специфического элемента в системе управления оказывает значительное влияние на ее организационно-функциональную структуру и технологию принятия решений. Это означает, что в определенных условиях отдельные функции и задачи управления могут быть частично реализованы средствами информационно-управляющей системы. Иногда такую систему называют системой автоматизации.
В результате автоматизации решения задач управления происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменяется роль человека в процессе подготовки и принятия решений. Другими словами, часть функций управления, которые в настоящее время традиционно реализуются человеком, могут быть в полном объеме или частично переданы информационно-управляющей системе.
Примером может быть программный комплекс автоматизированного управления таможенным оформлением и контролем, разрабатываемый в настоящее время Калининградской таможней. Комплекс, исходя из реальных потребностей, обеспечивает мониторинг обслуживаемых ГТД, автоматическую организацию и ведение очередей в процессе обслуживания участников ВЭД, а также автоматическую реструктуризацию технологии таможенного оформления и контроля.
Аналогичные функции могут быть обеспечены эксплуатируемыми в настоящее время программными комплексами АИСТ и поток-ПИЛОТ. В этом примере речь идет об автоматизированном управлении технологией таможенного оформления и контроля.
Структура ВЭД, ее неоднородность и большая размерность (даже, если судить только по товарной номенклатуре) определяют широкий набор требований по товарной и транспортной специализации таможен, по структуре и параметрам технологий их деятельности. Кроме того, структура и параметры ВЭД формируются в условиях неустойчивого характера российской экономики и воздействия на нее широкого спектра слабо прогнозируемых политических, социальных, экологических и других внешних и внутренних факторов (иногда катастрофического характера). Все это также оказывает существенное влияние на структуру и параметры реальной таможенной технологии.
Следовательно, необходимо иметь такую систему управления, которая способна своевременно и адекватно реагировать на структурно-параметрические изменения ВЭД, а также технологично и эффективно использовать имеющиеся таможенные ресурсы. Именно автоматизация системы управления таможенной службой России и позволяет придать ей соответствующее качество.
2. Организационно-функциональная модель управления таможенными органами
Формирование концепции комплексной автоматизации управления базируется на знании организационно-функциональной модели системы управления таможенными органами. При разработке такой модели уточняется функциональная схема управления, осуществляется структуризация или реструктуризация подразделений по функциям управления, определяется состав задач анализа и подготовки управленческих решений и задач автоматизации управления.
Организационно-функциональная модель разрабатывается по результатам информационно-аналитического обследования таможенных органов. Последовательность формирования организационно-функциональной модели регионального таможенного управления включает два этапа. На первом этапе создается функциональная модель управления. На втором - осуществляется группировка подразделений таможенных органов в рамках функциональной модели. Методической основой построения модели являются экспертно-аналитические методы проблемно-целевого и организационно-функционального анализа. На основании первого метода определяются цели управления, с использованием второго - организационная структура.
На этапе формирования функциональной модели методом проблемно-целевого анализа устанавливается взаимооднозначное соответствие между целями, функциями и функциональными подсистемами управления. В результате функции управления распределяюся по самостоятельным подсистемам. Так, на основе анализа системы управления одного из региональных таможенных управлений в ней выделено два функциональных направления (управление таможенной деятельностью и управление ресурсами), а также девять основных функций управления, распределенных по направлениям следующим образом.
В рамках управления таможенной деятельностью объединяются функции управления оперативной, экономической деятельностью, правоохранительной, вспомога...
Информационные технологии в управлении
Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении. Внутрифирменная информационная система поддержки управленческих решений....
Информационные процессы в управлении организацией
Исследование особенностей информационной технологии в организациях различного типа. Информационные связи в корпоративных системах. Информационные техн...
Информационные технологии управления
Классификация информационных систем и технологий в организационном управлении. Методы и организация создания ИС и ИТ. Состав, структура, внутримашинно...
Информационные технологии в экономике и управлении
Алехина Г.В, "Информационные технологии в экономике" /М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. 2002....
Информационные процессы в управлении организацией
Автоматизированные поисковые системы. Информационные технологии в делопроизводстве и документообороте. Компьютерные сети и гипертекстовые технологии....