Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Современные подходы к тренировочному процессу лыжников-спринтеров

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Особенности тренировок лыжников-гонщиков в связи с введением данного вида спорта в программу официальных соревнований. Анкетирование специалистов ФКиС и тренеров на предмет изучения знания и использования в учебно-тренировочном процессе новых тенденций.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

1.1 Как тренировать лыжников-гонщиков в связи с введением данного вида спорта в программу официальных соревнований на спринтерских дистанциях

1.2 Взгляды профессионалов на тренировочный процесс лыжников-гонщиков

Глава 2 Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи и методы исследования

2.2 Организация исследования

Глава 3. Анализ результатов практического исследования

Выводы

Литература

Введение

Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования - это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего, демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

В традиционно сложившихся представлениях о структуре тренировочного процесса предусмотрены такие составляющие, как физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленности спортсменов. Практика спорта и выполненные в последние годы исследования заставили специалистов с несколько иных позиций подойти к проблеме разных видов подготовки, особенно при использовании специфичных для избранного вида спорта тренировочных средств. Невозможно утверждать, что на одном занятии совершенствовалось только техническое и тактическое мастерство, на другом - только физическая подготовленность, а на третьем, проведенном в ветренную снегодождливую погоду - только специфичная психологическая устойчивость к неблагоприятным природным явлениям, в которых лыжнику приходится зачастую тренироваться и, самое главное, соревноваться. Очевидным оказывается тот факт, что при применении специальных средств тренировки избирательного воздействия на совершенствование какой-либо одной составляющей подготовленности просто не существует. И если нагрузка лыжников высокой квалификации на 80% и более состоит из специализированных упражнений, то в тренировочных занятиях одновременно оказывается воздействие на развитие и совершенствование всех сторон подготовленности, объединенных понятием специальная подготовка.

Специальная подготовка лыжника предусматривает овладение более, чем 50 способами передвижения на лыжах, в числе которых разновидности классических и коньковых лыжных ходов, способы преодоления подъемов, спусков, поворотов, торможений и неровностей. Причем каждому лыжнику необходимо освоить почти все способы, т.к. выбор того или иного варианта передвижения определяется объективными внешними природными факторами и прежде всего рельефом местности, по которой проложена лыжная трасса, и состоянием снежного покрова в период тренировочного процесса. Реальность и доступность решения такой двигательной задачи не ограничена возрастом, принадлежностью к полу, исходным уровнем подготовки. Но, если при использовании лыж с преимущественно оздоровительной целью достаточно овладеть основами техники, то, чтобы войти в мировую лыжную элиту, надо достичь технического мастерства во всех известных на сегодня способах.

Целью курсовой работы является определение современных подходов к тренировочному процессу лыжников-спринтеров.

Из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования;

2. Сформулировать задачи, выбрать методы и организацию исследования;

3. Произвести анализ результатов практического исследования;

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс лыжника.

Предметом исследования: современные подходы к тренировочному процессу лыжников, специализирующихся на спринтерских дистанциях.

Гипотеза исследования: в связи с этим мы предполагаем, что использование правильного и оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе лыжников-спринтеров будет способствовать достижению высоких результатов в данном виде спорта.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении структуры построения тренировочного процесса лыжников-спринтеров, описании прогрессивных методик подготовки лыжников-спринтеров в странах достигших наивысших результатов на спринтерских дистанциях.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и применении современных подходов в тренировочном процессе лыжников-гонщиков специализирующихся на спринтерских дистанциях. Также результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций тренерами детских спортивных школ

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

1.1 Как тренировать лыжников-гонщиков в связи с введением данного вида спорта в программу официальных соревнований

С введением в программу официальных соревнований по лыжным гонкам коротких дистанций заставило многих тренеров и специалистов по-другому взглянуть на методику тренировки в лыжном спорте.

Используя различные методы и средства спортивной подготовки в лыжном спорте, тренер может направить тренировочный процесс на подготовку или лыжников - универсалов, или лыжников - специалистов. Лыжники - универсалы стартуют и завоевывают медали, как на спринтерских, так и на длинных дистанциях, лыжники - специалисты выступают и становятся призерами только на одной дистанции (короткой или длинной).

Анализ выступлений спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в циклических видах спорта (коньки, гребля, лыжи, бег на выносливость, велосипед, плавание), связанных с проявлением выносливости свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев выдающихся успехов добивались спортсмены - универсалы. Ярчайший пример такого выступления Э. Хайден (США), который выиграл на олимпийских играх все дистанции (500, 1000, 1500, 5000, 10000м) в коньках. Нельзя не отметить, что особенно в этом вопросе преуспели зарубежные пловцы (М. Спитц (США), Д. Шолландер (США), М. Фелпс (США), Г. Хэккетт (Австралия), Й. Торп (Австралия) и др.), а также бегуны - среднегорцы (Н. Морсели (Алжир), С. Аоиута (Марокко), Х. Гебресилассие (Эфиопия), П. Тергат ( Кения), М. Киптануи (Кения), Д. Комен ( Кения), К. Бекеле (Эфиопия), И. Эль Герруж (Марокко) и др. Аналогичная картина характерна и для других циклических видов спорта на выносливость. Иными словами, сегодня тон в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости задают спортсмены - универсалы. В подготовке спортсменов - универсалов пальма первенства принадлежит зарубежным специалистам [5, с. 112].

Ввиду того, что направленность тренировки выражает закономерность, согласно которой характер адаптационных перестроек в организме спортсмена полностью зависит от характера тренировочных нагрузок то, очевидно, что методика подготовки спортсменов - универсалов должна отличаться от методики спортсменов - специалистов. Такая проблема в циклических видах спорта возникла не сегодня, а существует уже давно, но отечественная спортивная наука обходит ее стороной, так как нет даже элементарных научных рекомендаций для тренеров по этому вопросу.

Применяемая отечественными тренерами традиционная система тренировки ( с ее идеей периодизации) вот уже более трех десятков лет в циклических видах спорта предусматривает в основном в течение года, но особенно в так называемом подготовительном периоде в отдельном тренировочном занятии развивать одно основное физическое качество у спортсмена (имеется в виду быстрота или выносливость или сила и т. д.). (8). Однако зарубежные специалисты уже давно отказались от такой технологии тренировки и развивают в отдельном занятии, как в подготовительном периоде, так и в течение года все ведущие физические качества спортсмена. В подтверждение данного факта - несколько примеров [12, с.301].

Выдающийся американский ученый и тренер по плаванию Д. Каунсилмен еще в конце 60-х годов писал: «Сочетая различные методы тренировки в программе одного занятия, пловец может развивать скорость в одной фазе тренировки, а выносливость в другой. Основой системы тренировки Индианского университета является сочетание различных методов, применяемых в отдельном занятии» [12, с.303].

Другой известный английский тренер по бегу Д. Андерсон пишет: «Я верю, что скорость, силу и выносливость можно развивать одновременно, и этим моя программа отличается от той, которую применяют многие тренеры. Не думаю, что тренировку нужно разбивать на фазы для отдельного совершенствования каждого из этих качеств» [6, с. 121].

Другими словами, Д. Каунсилмен и Д. Андерсон одновременно сочетают аэробные и анаэробные режимы тренировочных нагрузок в отдельном тренировочном занятии, а также в тренировочном дне (при двух разовых тренировках), когда одна из них носит в основном аэробный характер, а другая - анаэробный

С этой целью рассмотрим механизм энергообеспечения в лыжных гонках. В лыжных гонках в большинстве со...

Другие файлы:

Построение тренировочного процесса лыжников-спринтеров в подготовительном периоде годичного цикла
Современное состояние проблемы спортивной подготовки лыжников-спринтеров. Параметры различных видов подготовленности спортсменов. Результаты оценки те...

Особенности подготовки юных лыжниц спринтеров
Возрастные особенности координации движений у девочек 11-14 лет. Закономерности тренировочного процесса в лыжных гонках. Оптимизация подготовки юных л...

Развитие быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)
Физиологические особенности тренировки лыжников-гонщиков. Условия развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт). Классические и коньковые с...

Особенности подготовки гонщиков-лыжников в условиях среднегорья
Тренировка в горных условиях и спортивная работоспособность на равнине. Тренировка в среднегорье и физические качества спортсменов. Скоростно-силовые...

Определение эффективности упражнений для повышения технической подготовленности юных лыжников-ориентировщиков
Особенности техники ориентирования на лыжах. Характеристика средств и способов технической подготовки лыжников-ориентировщиков. Анализ применяемых упр...