Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Развитие скоростной выносливости бегунов на 400 м с барьерами (15-16 лет)

Тип: дипломная работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Характеристика факторов, влияющих на выносливость в разных видах двигательной деятельности. Применение интервального метода тренировки и оптимальных средств восстановления спортивной работоспособности для развития скоростной выносливости у юных бегунов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

23

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БЕГУНОВ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ (15-16 лет)

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор научно-методической литературы

1.1 Общая характеристика выносливости

1.2 Средства и методы тренировки выносливости

1.3 Средства и методы развития скоростной выносливости бегунов на 400 м с/б

1.4 Характеристика интервального метода тренировки

1.5 Разработка гипотезы исследования

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

Глава 3. Результаты исследования

3.1 Результаты анализа научно-методической литературы

3.2 Результаты опроса

3.3 Результаты врачебно-педагогического контроля

3.4 Результаты эксперимента

Выводы

Список литературы

Приложения

Введение

Бег на 400 метров с барьерами относится к наиболее трудным упражнениям легкой атлетики и предъявляет исключительно высокие требования к организму спортсмена. Для достижения высоких спортивных результатов на этой дистанции необходимо иметь отличную технику бега, технику преодолевания барьеров, высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости.

Основой развития скоростной выносливости является общая выносливость, для развития которой применяются разнообразные упражнения, выполняемые длительно и с большой нагрузкой. Анализ научно-методической литературы (Дедковский С.М. 1971. Лапин В. 1972, Озолин Н.Г. 2003, Попов В.Б. 1984) показывает, что для развития скоростной выносливости необходимо выполнять упражнения с большой скоростью, причем общая длина отрезков дистанции или ускорений в беге должна быть больше дистанции, на которой специализируется бегун.

Важным фактором в развитии скоростной выносливости является повышение абсолютной скорости бега на эталонном отрезке для создания запаса скорости. Это дает возможность спортсмену пробегать дистанцию с меньшей затратой сил и большей средней скоростью (Дедковский С.М. 1971, Попов В.Б. 1984).

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной деятельности (так, существует специальная выносливость конькобежца, велосипедиста, боксера, борца и т.п.). Специфика этого вида выносливости определяется характером упражнений, присущим тому или иному виду спорта. При этом в рамках специальной выносливости барьериста принято выделять такие следующие выносливости: силовую, скоростную и координационную. Скоростная выносливость барьериста - это способность противостоять утомлению при нагрузках максимальной или близкой к максимальной (субмаксимальной) интенсивности. Это означает, что при выполнении упражнений циклического характера поддерживается достигнутая скорость, несмотря на утомление.

Достижения, связанные с выносливостью данного типа, требуют высокой аэробной и максимальной анаэробной производительности. При этом необходимо помнить, что основу для развития анаэробной возможности составляет аэробная производительность.

При планировании и организации тренеру учебно-тренировочного процесса необходимо конкретизировать каждую тренировку не только в технико-тактическом плане, но и в плане совершенствования физических качеств.

Зачастую в основной части тренировки используется лишь повторный метод, когда пробежки выполняются после минутного перерыва, или интегрального (комплексного) метода, причем интенсивность нагрузки не регулируется и степень функциональной нагрузки определяется лишь видом тренировки и иногда самочувствием спортсмена. Специальные же, заранее запланированные восстановительные процедуры не используются. В результате развивается лишь общая, а не скоростная выносливость, соответствующая специфике бега на средние и длинные дистанции.

Многие авторы признают высокую эффективность интервального метода в развитии скоростной выносливости, но некоторая его «жесткость» ограничивает его применения в тренировке юношей. При этом мы предполагаем, что применение этого метода в сочетании со строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью и в конце интервалов отдыха, а также в сочетании с комплексом средств по восстановлению спортивной работоспособности, повысит уровень развития специальной выносливости барьеристов 15-16 лет, в частности, скоростной выносливости, что весьма актуально именно в данной возрастной группе, когда длина соревновательной дистанции увеличивается на 100 метров.

Поэтому целью данной работы является оптимизация средств и методов, используемых в развитии скоростной выносливости у барьеристов 15-16 лет.

Практическая и теоретическая значимость: результаты данной работы можно использовать в тренировочном процессе, при чтении лекций по дисциплине «Теория и методика преподавания легкой атлетики» в ВУЗах спортивного профиля.

Научная новизна работы заключается в обосновании и разработке технологии эффективного развития скоростной выносливости юношей 15-16 лет, специализирующихся в барьерном беге на 400 метров.

Предмет изучения составляет комплекс средств и методов, используемых в процессе развития скоростной выносливости, в том числе комплекс врачебно-педагогических и восстановительных мероприятий в процессе контроля над развитием выносливости у барьеристов 15-16-летнего возраста.

Объектом изучения явилась система комплексного развития скоростной выносливости у бегунов на 400 м с/б в возрастной категории 15-16 лет посредством интервального метода тренировки.

Глава 1. Обзор научно-методической литературы

1.1 Общая характеристика выносливости

Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.

Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжительности работа с определенного момента начинает протекать в условиях преодоления возрастающих внутренних трудностей и с повышенной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять заданные внешние параметры и результативность работы (фаза компенсированного утомления); затем, несмотря на все усилия продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утомления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что способность не допускать по ходу работы падения ее эффективности в течение того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продолжать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно меньшим снижением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности.

Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смысле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности.

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам вз...

Другие файлы:

Единоборства как средство сохранения здоровья детей 10-12 лет
История возникновения единоборств в разных странах. Влияние занятий единоборствами на организм занимающихся. Развитие силы, выносливости, скоростной в...

Физическая и психологическая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции
Исследование особенностей физической и психологической подготовки бегунов на средние и длинные дистанции. Старт и стартовый разгон. Основы спортивной...

Выносливость и методика ее развития
Анатомо-физиологические особенности развития выносливости. Формы и средства развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной)....

Выносливость и методика ее развития
Понятие и классификация разнообразных форм проявления выносливости, обуславливающие уровень ее развития факторы и методы оценки у занимающихся физичес...

Развитие выносливости у детей среднего и старшего возраста
Понятие выносливости и ее виды. Особенности переходного периода: формирование сенсорных систем организма, созревание опорно-двигательной системы. Мето...