Выносливость и методика ее развития
Краткое сожержание материала:
2
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психологии
РЕФЕРАТ
ВЫНОСЛИВОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ
Выполнил: студент IV курса
заочной формы обучения
Иконников Александр Николаевич
Проверил: Федоров В.П.
Санкт-Петербург 2006
Содержание
Введение
1. Определение выносливости и ее отдельных видов
2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости
3. Возрастные особенности проявления выносливости
4. Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом
5. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости
6. Средства развития выносливости
7. Методы и методики, применяемые для развития выносливости
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выносливость это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств.
От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом во многом зависит насколько будет успешна его физкультурно-спортивная деятельность в целом. Этим обстоятельством обусловлена актуальность данной темы.
В нашем реферате рассматривается сущность развития выносливости и определение наиболее эффективных методик ее совершенствования.
Для этого нами изучены особенности выносливости, как одной из важнейших физических способностей человека; выявлены наиболее значимые задачи, средства, методы и методические подходы в развитии выносливости.
1. Определение выносливости и ее отдельных видов
Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер.
Можно выделить несколько аспектов самого понятия «выносливость»:
устойчивость индивида к воздействию нарастающего утомления,
способность индивида длительно работать с предельной интенсивностью способность к мобилизации психофизических резервов,
способность эффективно выполнять соревновательную деятельность,
продолжительность двигательной активности на фоне устойчивого равновесия функций и систем организма,
способность к узкоспецифичной или интегральной деятельности.
При этом, интегральные свойства способности индивида к проявлению выносливости, проявляемые с реализацией комплекса физических качеств, указывают на их неразрывную связь, поскольку их реализация обеспечивается теми же биологическими механизмами. Поэтому условное выделение её в самостоятельную категорию обусловлено, главным образом, необходимостью классификации используемых средств и методов в педагогических технологиях её развития. В соответствии с принятой классификацией в теории и методике физического воспитания различают так называемый "сопряженные" виды выносливости: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационно-двигательную и статическую.
Существуют другая, более полная классификация разнообразных форм проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:
выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;
выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной);
выносливость статическая или динамическая;
выносливость локальная, региональная или глобальная;
выносливость аэробная или анаэробная;
выносливость скоростная, силовая или координационная;
выносливость общая или специальная;
выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.
Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". Например, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе может участвовать небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела.
В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводятся к двум её видам: общей и специальной.
Общая выносливость - это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений "переноса" тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.
Специальная выносливость - это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требованиями конкретного вида деятельности.
Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемой в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе. По этому признаку выносливость подразделяют на тотальную (проявляемую, тогда, когда в работе участвует свыше 2/3 всех мышечных групп, региональную (когда активно функционирует от1/3 до 2/3 мышечных групп) и локальную (когда активно функционирует менее 1/3 общего числа мышечных групп.
2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости
Реализация способности человека к проявлению различных видов выносливости обусловлена многими факторами. К ним можно отнести не только социальные и личностные особенности индивида, но и особенности его морфофункционального развития, состояния здоровья, спортивно-технического мастерства, устойчивости к воздействию стресс-фактора.
Уровень развития и проявления выносливости зависит:
От наличия энергетических ресурсов в организме человека,
От уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, ЦНС, нервно-мышечной и др.),
От быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем,
От устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма,
От экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма,
От подготовленности опорно-двигательного аппарата,
От совершенства технико-тактического мастерства,
От личностно-психологических особенностей.
3. Возрастные особенности проявления выносливости
Увеличение функциональных возможностей организма, лимитирующих выносливость, происходит особенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Уже в конце подросткового периода определяются наибольшие величины относительного МПК и показатели активности кислородного обмена. Следовательно, в этом возрасте созревает часть предпосылок к проявлению значительной аэробной выносливости.
Наибольшие величины МПК, предельные параметры кислородного долга и ряда других показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. После 40 лет постепенно все заметнее выявляется возрастной регресс выносливости.
Уровень проявления выносливости виден и по времени работы в разных зонах мощности представлен в таблице 1.
Таблица 1. Показателя времени работы в зонах относительной мощности в циклических упражнениях у людей различного возраста (обобщенные данные)
Возрастные группы- |
Зовы мощности |
|||||
Максимальная |
Субмаксимальная (диапазон) |
Большая |
Умеренная |
|||
1-й |
2-й |
|||||
Взрослые |
до 20 с |
до 40 с |
40-120 с |
2-10 мин |
Другие файлы:
Методика развития выносливости Выносливость и методика ее развития Методика развития выносливости тхэквондистов 10-12 лет Тактическая подготовка легкоатлетов, специализирующихся в беге на выносливость Выносливость: характеристика и методика её развития, виды спорта. |