Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Западная Европа как лидер на мировом туристическом рынке услуг

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Исследование современного состояния международной туристской деятельности в Западной Европе. Ознакомление с достопримечательностями и наиболее популярными курортами Франции, Италии, Германии, Испании. Справочная информация о странах Западной Европы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика состояния отрасли туризма в Западной Европе

1.1 Статистические данные о развитии туристического бизнеса в Западной Европе за последние 10 лет

1.2 Современное состояние международной туристской деятельности в Западной Европе

Глава II. Приоритетные направления развития туризма в Западной Европе

2.1 Основные виды туристской деятельности

2.2 Наиболее популярные направления туристических маршрутов в Западной Европе

2.3 Привлекательность для туристов (полезная информация)

Заключение

Список литературы

Приложение

международный туристский курорт европа

Введение

Актуальность темы. Международный европейский туризм занимает в системе мирохозяйственных отношений и общечеловеческих ценностей особое место по своему универсальному воздействию на развитие мирового сообщества. Представляя собой наиболее массовую форму человеческого общения, туризм способствует усилению положительных тенденций в экономической, политической, социальной и культурной жизни людей.

"Феномену XX века", как называют туризм, уделяется первостепенное внимание во всех странах мира. На государственном уровне сформирована правовая основа, разработана система содействия и стимулирования туристской деятельности, в сфере бизнеса быстрыми темпами развивается новая отрасль экономики - туристская индустрия. На межгосударственном уровне функционируют специализированные институты и организации, крупнейшая из которых - Всемирная туристская организация (ВТО) аккумулирует статистические данные, дает оценку складывающейся ситуации в международном туризме, разрабатывает долгосрочный прогноз мирового рынка туристских услуг, а также проводит методическую работу и способствует установлению и соблюдению единых "правил игры" в международном туризме.

Отсюда возникает целесообразность изучить опыт западноевропейского региона, являющегося в настоящее время самым представительным в мировом туризме в плане регулирования туристской деятельности и управления туристским бизнесом. Такой анализ западноевропейской практики представляется весьма актуальным для стратегии развития российского туризма. Кроме того актуальным для въездного туризма является ознакомление с основными чертами сформировавшегося в странах Западной Европы современного типа потребителя туристических услуг, его мотивации и поведенческие особенности.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является обобщение опыта западноевропейских стран в формировании и развитии индустрии туризма. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- провести анализ факторов определяющих характер конъюнктуры на западноевропейском туристическом рынке за послевоенный период;

- определить особенности влияния международного туризма на экономику западноевропейских стран-нетто-импортеров и нетто- экспортеров туристского продукта;

- проанализировать изменения в фирменной структуре туристского рынка западноевропейских стран;

Предмет и объект исследования. Предметом исследования будет являться Западная Европа как лидер на мировом туристическом рынке услуг, а объектом - организация и развитие туристического бизнеса в данном регионе.

В российской и зарубежной литературе, а также в специализированных периодических изданиях, международному туризму посвящено достаточно большое число исследовательских работ. Существенный вклад в разработку проблемы западноевропейского туризма внесли швейцарские, немецкие и австрийские авторы, которые разработали, в частности, классификацию туристкой индустрии (В. Фрейер), провели оценку влияния туризма на экономику (X. Рюттер, Й. Криппендорф, У. Мюллер и др.), исследовали факторы развития туризма (К. Каспар). Заслуживают внимания исследования западноевропейского туризма английских авторов (Фитцпатрик, Смит), а также работы французских, итальянских и испанских исследований.

Помимо работ, освещающих влияние международного туризма на макроэкономические характеристики западноевропейских стран, в последние годы были опубликованы труды по туристскому маркетингу. Среди них можно отметить работы Соршберга, Вайнхольда, Мидльтона и некоторых других авторов. Среди российских авторов значительный вклад в исследование зарубежного туризма принадлежит М.А. Ананьеву, который опубликовал ряд книг и защитил докторскую диссертацию по международному туризму. Однако его публикации кончаются серединой 70-х годов и не отражают важных изменении на западноевропейском рынке туристских услуг, произошедших за последние четверть века. Серьезные исследования международного туризма были проделаны В.Н. Квартальным, Е.Ю. Вороновой, М.Е. Немоляевой, Л.Ф. Ходорковым, М.Н. Кулдошиной, Ю.В. Коваленковым, Л.Н. Зачиняевым. Большое внимание развитию международного туризма уделено в работах первого вице-президента Академии туризма России В.И. Азара, который помимо публикаций работ монографического характера систематически выступает в периодической печати с аналитическими статьями и практическими предложениями по совершенствованию туристкой деятельности.

По мере развития туристского бизнеса в России расширяется круг литературы, посвященной практике туристского предпринимательства. В 1997, например, опубликована работа Е.П. Пузаковой и В.А. Честниковой "Международный туристический бизнес", часть которой затрагивает туристические проблемы западноевропейского региона. Аналогичный характер носят опубликованные в 1997 книги И.В. Каневского и А.В. Чернышева "Концепция развития ВАО "Интурист" на рынке туристских услуг в 1997-1998 гг." и Ю.М. Чеботаря "Туристский бизнес".

Особо следует отметить изданную в 1997 г. книгу члена Международной ассоциации ученых-экспертов по туризму В.Б. Сапруновой "Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг."

Современный туризм - явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.

Периодизация развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой. В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:

1. до начала XIX века - предыстория туризма;

2. начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

3. начало XX века - до Второй мировой войны - начало становления социального туризма;

4. после Второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. Итак, на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

Глава I. Общая характеристика состояния отрасли туризма в Западной Европе

1.1 Статистические данные о развитии туристического бизнеса в Западной Европе за последние 10 лет

Туризм является сложной социально-экономической системой, оказывающей растущее влияние на материальную и духовную жизнь общества. Комплексное изучение этой системы, т.е. научное осмысление процессов, протекающих в туризме, имеет относительно небольшие сроки, причем изучение международного туризма исчисляется всего несколькими десятилетиями. Если основополагающие принципы международной торговли товарами были сформулированы Адамом Смитом еще в середине XVIII века и получили дальнейшее развитие в трудах Дэвида Рикардо в начале XIX века и существенно обогатились и наполнились в XX веке, то изучение международного туризма началось только в период после второй мировой войны и находится еще в стадии становления.

Несмотря на то, что в Западной Европе сформировалась солидная исследовательская база, как в странах-экспортерах, так и импортерах туристского продукта, до настоящего времени нет единства мнений по ряду проблем понятийного аппарата и инструментария исследований в области туризма. Например, в Швейцарии - Институт э...

Другие файлы:

Факторы и модели конкурентного преимущества Швейцарии на мировом рынке товаров и услуг
Швейцария на мировом рынке товаров и услуг. Факторы конкурентного преимущества страны на мировом рынке. Четыре стадии жизненного цикла страны по М. По...

Особенности экономики небольших стран Западной Европы
В экономической литературе — термином «Западная Европа» принято обозначать большой регион (к нему причисляют также Северную и Южную Европу), охватываю...

Факторы, влияющие на спрос в туризме
Обзор проблем эффективного планирования туристского продукта. Изучение ситуации на рынке туристических товаров и услуг. Анализ туристического спроса....

Страны и народы. Зарубежная Европа. Западная Европа
В очерках тома рассказывается об особенностях природы и хозяйства стран Западной Европы, даются краткие сведения об истории, обычаях и традициях насел...

Экспорт транспортных услуг
Транспортные услуги в мировой экономике, порядок их оказания. Место и роль России на мировом рынке транспортных услуг; качество обслуживания; развитие...