Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Влияние игрового метода на формирование координационных способностей юных волейболисток

Тип: дипломная работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Исследование значения координационных способностей для подготовки волейболистов. Определение уровня развития общих и специальных координационных способностей у волейболисток 11-12 лет. Подбор игр и эстафет для формирования координационных способностей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кафедра теории и методики спортивных игр

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК

Великие Луки, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Значение координационных способностей для подготовки волейболистов

1.2 Современные представления о координационных способностях

1.3 Сенситивные периоды развития координационных способностей

1.4 Средства и методы формирования координационных способностей

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Характеристика игрового метода как средства формирования координационных способностей юных волейболисток

3.2 Особенности координационных способностей юных волейболисток в КГ и ЭГ до эксперимента

3.3 Эффективность экспериментальной методики формирования координационных способностей

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовленность в волейболе и координационные способности одни из ведущих факторов для достижения успеха в избранном виде.

Развитие координационных способностей (КС) является одним из важнейших аспектов подготовки спортсменов различной квалификации в разных видах спорта. В повседневной жизни человека присутствуют различные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного выбора единственно правильного решения. Всё это возможно лишь при высоком уровне развития КС.

Показатели КС могут служить ориентиром при оценке физического состояния человека, а сами КС расширяют двигательный опыт ребёнка и расширяют возможности для двигательной активности детей.

Волейбол один из самых массовых видов спорта получивших всемирное признание. Массовый интерес к волейболу объясняется его доступностью эмоциональностью и возможностью оздоровительного использования всеми возрастными группами населения.

Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной сложности и интенсивности, способствуют развитию двигательных качеств, помогает вырабатывать такие жизненно-важные физические качества как ловкость быстрота выносливость. Занятия волейболом укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, помогают снижать психологическую усталость.

Систематические занятия спортивными играми дают значительный и разнообразный эффект. Они способствуют развитию основных физических качеств. Занятия ими дают возможность в сочетании с другими видами спорта положительно воздействовать на занимающихся.

Наибольшее количество сенситивных периодов для развития КС наблюдается в детско-юношеском возрасте, что также определяет актуальность данной проблемы.

Недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы существенно сказывается на практической стороне вопроса.

В связи с этим, целью нашего исследования стало определение влияния игрового метода на формирование координационных способностей у волейболисток 11-12 лет.

Объект исследования - процесс подготовки юных волейболисток.

Предмет исследования - влияние игрового метода на формирование координационных способностей юных волейболисток.

Гипотеза - мы предполагаем, что у волейболисток 11-12 лет координационные способности будут эффективнее формироваться с помощью игрового метода по сравнению с использованием метода строго регламентированных упражнений.

Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Значение координационных способностей для подготовки волейболистов

Современный волейбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений (А.А. Гурьев, 2008).

Взгляды авторов на определение места и функций координационной тренировки в системе подготовки спортсмена достаточно разнообразны (И.Ю. Горская, 2010).

Координированность одна из самых важных способностей необходимых волейболисту.

Среди способностей волейболиста координация и ловкость занимают особое положение. Ловкость волейболиста тесно связана с умением владеть своим телом при падениях, перекатах, применяемых при приёме трудных мячей, а также при выполнении технических приёмов в безопорном положении при нападающих ударах, блокировании, передаче мяча в прыжке (Е.В.Фомин, 1986).

А.В. Беляев (1997) считает, что чем выше уровень развития координации движений, чем шире и разнообразнее диапазон двигательных возможностей связующего игрока, тем увереннее он владеет двигательным аппаратом, что даёт ему возможность быстро, точно и своевременно выполнить передачу для нападающего удара. Большое значение для диспетчера имеет умение видеть мяч, партнёров, быстро принимать решения и столь же быстро переходить от одних необходимых действий к другим.

Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов характеризуется такими показателями координационных способностей как умение хорошо ориентироваться на площадке и взаимодействовать с партнёрами, эффективно и вариативно использовать технические приёмы в ходе игры.

Разработка эффективных направлений, обусловливающих повышение технико-тактической подготовки волейболистов массовых разрядов, является одной из наиболее актуальных проблем. Занятия волейболом способствуют развитию морально-волевых и двигательно-координационных качеств, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования кинезиологического потенциала занимающихся (Ю.Д. Железняк, 1998; Ю.Н. Клещёв, 2005).

Анализ научных источников показал недостаточную степень разработанности проблемы развития ведущих двигательных координаций, недооценка которых приводит к излишним энерготратам, увеличению времени на проведение учебно-тренировочного процесса и недостаточную эффективность его использования (А.В. Ивойлов, 1985; Ю.Д. Железняк, 1998 и др.).

В то время как результаты корреляционного анализа показывают, что о взаимосвязи координационной подготовленности с параметрами физической, технико-тактической, соревновательной подготовленности, которая усиливается с ростом уровня спортивной квалификации (И.Ю. Горская, 2010).

Повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности волейболистов массовых разрядов в значительной степени определяется приростом показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, а также комплексом координационных качеств: ловкости, равновесия, гибкости, прыгучести и других, среди которых особое место принадлежит точности (Ю.Д. Железняк, 1991).

В ходе игры непрерывно меняется обстановка, требующая быстроты ориентировки и моментального осуществления решений. К тому же точность выполняемых движений должна быть максимальной, иначе неизбежны технические ошибки. Целый ряд технических приёмов волейболист выполняет в безопорном положении, что предъявляет высокие требования к деятельности вестибулярного аппарата. Это требует высокого развития специальной ловкости и точности движений в пространстве (Ю.Д. Железняк, 1985).

Основные разновидности и проявления точности, специфичные для волейбола, взаимосвязаны. Их выявление осуществляется в целях повышения качества спортивной деятельности, дифференцирования обучения, формирования индивидуального подчерка волейболиста. Моделирование процесса развития точности движений в волейболе предоставляет новые возможности для эффективного управления подготовкой волейболистов массовых разрядов (О.В. Демиденко, 2007).

Развитие ловкости волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении (А.В. Беляев, 2002).

Важное значение на этапе начальной подготовки юных волейболистов (10-13 лет) имеет воспитание координации, которая создает основу для успешного овладения сложными техническими приемами игры и тактическими действиями на последующих элементах многолетней тренировки. С этой целью на этапе начальной подготовки волейболистов могут быть использованы спортивные и подвижные игры, эстафеты, упражнения с волейбольными мячами, жонглирование, прыжки через скакалку, прыжки через гимнастическую скамейку с поворотами в право и влево на 90°, 180°, прыжки с гимнастического мостика, слаломный бег с ведением мяча, ги...

Другие файлы:

Особенности воспитания координационных способностей у юных боксёров
Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей. Специфика их проявления в боксе. Средства, методы и организационные...

Развитие скоростно-силовых способностей у юных спринтеров (12-13 лет) с применением игрового метода
Особенности детско-юношеского спорта. Тренировка на этапе начальной специализации. Развитие скоростно-силовых качеств юных легкоатлетов. Характеристик...

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов
Волейбол как игровой вид спорта. Физиологические особенности и техническая подготовка волейболистов 11-14 лет. Разработка комплекса специальных упражн...

Психологическая подготовка юных волейболисток к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости
Характеристики соревновательной деятельности в волейболе. Структура соревновательной деятельности волейболисток. Психологическая подготовка волейболис...

Особенности воспитания координационных способностей юных боксеров
Основные периоды развития координационных способностей в спорте, их педагогические и физиологические механизмы. Факторы формирования, базовые виды и с...