Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Аутотренинг в единоборствах

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Психотренинги как прием в подготовке спортсмена. Эффекты аутогенной тренировки. Сердечнососудистая система в условиях динамической нагрузки. Изменение работоспособности спортсменов-единоборцев во время обычного отдыха, во время психомышечной тренировки.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

спортсмен аутогенный тренировка единоборец

Актуальность исследования. Гетеротренинг и релаксация: давно доказанным фактом является то, что внушения лучше воспринимаются и реализуются с большим эффектом в последующем, если они предлагаются человеку в то время, когда он находится в полудреме, в состоянии покоя и расслабления, когда кора головного мозга несколько заторможена. Приведение спортсмена-бобслеиста в это состояние, исходный момент для реализации многих методов психорегуляции [2, 5].

Большой дефицит времени и особенности тренировочного процесса и всей жизни спортсмена не позволяют в массовом масштабе проводить систематическое обучение, на которое требуются ежедневно 1-2 занятия по 20 и более минут каждое. Реальность подсказывает, что лучше обучение релаксации проводить перед сном. Каждый сеанс длится 5-7 минут. Занятия проводятся либо через день, либо два дня подряд с перерывом на третий. Для усвоения основ релаксации требуется 5-6 сеансов с примерно таким же количеством самостоятельного (аутогенного) психотренинга [18].

Внушенный отдых: суть этого мероприятия заключена в самом названии. Его конечная цель - приведение спортсмена в дремотное состояние вплоть до засыпания. Сеанс внушенного отдыха почти всегда коллективный. Степень погружения определяется индивидуальными особенностями, например внушаемостью спортсмена, отношением к сеансу, физическим и психическим состоянием и пр. В отличие от гетеротренинга паузы в сеансах внушенного отдыха между фразами незначительны, повторений не требуется, а сеанс проводится от второго лица в спокойно-императивной форме.

Внушенный отдых чаще всего проводится в середине дня между тренировками, заменяя дневной сон спортсменов. Продолжительность его колеблется в пределах от 30 мин. до 1,5 часов, что определяется пожеланиями спортсменов и требованиями распорядка дня.

Гипноз: гипноз в спорте - это средство воздействия, когда информация адресована подсознанию. Традиционно принято считать гипноз методом психотерапии, потому что именно там он получил свое научно-практическое применение. Но его можно использовать не только для воздействия на больную психику, но и шире - как способ коррекции отношений здоровой психики. Тогда гипноз естественно рассматривать как часть процесса психорегуляции. Таким образом, гипноз является одним из методов воспитания и тренировки спортивного характера. Существует много различных вариантов погружения в гипнотическое состояние. Необходимо в любом сеансе наряду с задачей тренировки решать и насущные задачи восстановления [1].

Цель исследования оценить эффективность влияния психомышечной тренировки, как средства психотренинга, на процесс восстановления сердечно-сосудистой системы и изменения производительности спортсменов-единоборцев, занимающихся рукопашным боем.

Объект исследования уровень восстановления сердечно-сосудистой системы и изменения производительности (количества серий ударов) спортсменов-единоборцев, занимающихся рукопашным боем.

Предмет исследования показатели сердечно-сосудистой системы и производительности (количества серий ударов) спортсменов-единоборцев, занимающихся рукопашным боем.

Гипотеза исследования предположительно, введение психомышечной тренировки в паузах между упражнениями, ускоряет процесс восстановления сердечно-сосудистой системы и повышает производительность (количество серий ударов) спортсменов спортсменов-единоборцев.

1. Состояние вопроса

1.1 Психотренинги как один из приемов в подготовке спортсмена

Физиологические эффекты аутогенной тренировки

Физиологические эффекты аутогенной тренировки в целом и механизмы восстановления под ее влиянием нервной регуляции тех или иных конкретных функций весьма сложны и до настоящего времени полностью не изучены.

Центральное место в раскрытии физиологических механизмов аутогенной тренировки занимает изучение вопросов саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Согласно технике Шульца, важным условием для овладения методом являются упражнения в расслаблении мышц, т.е. упражнения в целенаправленных двигательных актах, хотя и крайне редко реализуемых в обыденной жизни [5].

Тренированная мышечная релаксация, которая является не только пусковым механизмом, но и базисным элементом во всей системе аутогенной тренировки, сопровождается ослаблением тонуса поперечнополосатой и гладкой мускулатуры и снижением эмоциональной напряженности. Во время релаксации даже без целенаправленного воздействия наступает некоторое снижение артериального давления; на 6-8 ударов в минуту замедляется частота сердечных сокращений, которая является одним из наиболее информативных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы и нервно-вегетативной регуляции; дыхание становится более редким и поверхностным. При длительном применении метода с помощью специальных упражнений постепенно приобретаются навыки целенаправленного (волевого) управления деятельностью сердца. А.М. Свядощ (1982) описывает опыты, при которых один из его сотрудников, занимающийся аутогенной тренировкой, научился путем самовнушения на фоне релаксации произвольно ускорять частоту сердечных сокращений с 68 до 144 в минуту и по желанию замедлять ее до 46 в минуту. На ЭКГ, по данным P. Polzien, в состоянии релаксации у здоровых людей наблюдается снижение или повышение зубца ST и увеличение зубца Т [21,26].

Под влиянием релаксации снижается перистальтическая активность желудочно-кишечного тракта, что одновременно способствует редукции болевых ощущений. При сочетании релаксации с внушением тепла в области желудка японские авторы Y. Ikemi, S. Nakagawa, M. Kimura наблюдали повышение температуры кожи живота на 2°С, увеличение кровотока в стенке желудка и усиление его моторики. Y. Ischida в опытах с выполнением аутогенных упражнений в процессе зондирования желудка было установлено, что при аутогенном расслаблении снижается кислотность желудочного сока [14].

Электрографические исследования изменений, наступающих под влиянием мышечной релаксации, показали нормализующее влияние расслабления мышц на моторную функцию желудка. Аналогичные сведения о терапевтическом действии релаксации при дискинезиях желудка, по данным электрогастрографии, приводят А.Г. Панов и соавт. Генерализация эффекта релаксации с поперечнополосатой мускулатуры на гладкие мышцы объясняет многие другие позитивные сдвиги, наблюдаемые в клинических условиях при спазме гортани, пищевода, мочевыводящих путей, спастических колитах, а также изменениях в коронарной сосудистой системе. В упомянутом опыте одного из сотрудников А.М. Свядоща при вызывании яркого образного представления спазма сосудов сердца («коронарные сосуды сжались, участок сердца побелел») тут же на фоне полного здоровья впервые в жизни развился приступ стенокардии, который был самостоятельно купирован представлением тепла в области сердца и в дальнейшем больше не повторялся.

Наблюдения за лицами со склонностью к артериальной гипертензии показали, что под влиянием аутогенной тренировки в первую очередь снижается или нормализуется систолическое давление. Нормализация (повышение) систолического давления отмечалась также и у лиц со склонностью к артериальной гипотонии. Разнонаправленность отмеченных эффектов позволяет сделать вывод, что в их основе лежит воздействие на баланс симпато-парасимпатических механизмов регуляции сосудистого тонуса, реализуемое на уровне корковых центров автономной нервной системы.

Исследования электроэнцефалографических изменений у больных неврозами во время сеансов аутогенной тренировки показали, что по сравнению с фоновыми данными в первой фазе сеанса аутотренинга (релаксация) наблюдается замедление альфа-ритма и появление медленных тетаволн, преимущественно в передних отделах головного мозга (лобные, лобно-теменные и височные отведения). Во второй фазе, при переходе к активному самовнушению, медленных волн становится меньше, и основной фон составляет хорошо выраженный альфа-ритм (индекс альфа-ритма увеличивается). Такая фазность биоэлектрической активности прослеживалась у 75% больных. Это позволило заключить, что первая фаза аутогенной тренировки проявляется снижением корковой активности и характеризуется преобладанием тормозных процессов в коре больших полушарий. Во второй фазе регистрируемые на ЭЭГ процессы свидетельствуют о концентрации внимания, состоянии бодрствования и активной корковой деятельности (чего не наблюдается при гипнотическом внушении). Нейропсихологические корреляты отмеченных явлений выражались в двух совершенно четко разграничиваемых больными состояниях. Вначале, во время мышечного расслабления, появляется ощущение тяжести во всем теле, которое затем сменяется чувством легкости, «невесомости», «парения в воздухе» [28].

Релаксация оказывает нормализующее влияние на основной обмен и насыщение крови кислородом, обмен йода и холестерина. Содержание кортизона в сыворотке крови в состоянии релаксации несколько снижается. Плетизмографические исследования показали, что в состоянии релаксации при вызывании ощущений тепла объем циркулирующей крови увеличивается, объективно констатируются изменения лейкоцитарной формулы и содержания сахара в крови. Результаты исследований C. Drunkenmolle, M. Bartusch, которые приводит G. Klumbies (1983), показали, что во время «тепловых упражнений» наблюдаются уменьш...

Другие файлы:

Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах
Описание: С иллюстрациями. В учебнике раскрывается широкий круг вопросов, относящихся к теории и методологическому обоснованию тактики в спортивных ед...

Психологические факторы обеспечения устойчивости психомоторных действий в единоборствах

Аутотренинг+физкультура
Вы никак не можете заставить себя делать утреннюю гимнастику, бегать, плавать, ходить на лыжах? Вам скучно, неинтересно? С помощью аутренинга можно пр...

Мастерство педагогов в саморегуляции
Психология педагогической саморегуляции. Управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а так...

Психологические методы в социальной работе
Психологические принципы, задачи и функции социальной работы. Классификация психологических методов. Психодиагностика, психологическое консультировани...