Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Психологические методы в социальной работе

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Психологические принципы, задачи и функции социальной работы. Классификация психологических методов. Психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, социально-психологическая реабилитация, социально–психологический тренинг и аутотренинг.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Факультет гуманитарный

Кафедра ЗХТФ

Курсовая работа

по дисциплине «Теория социальной работы»

Психологические методы в социальной работе

Красноярск - 2013 г.

Реферат

Курсовая работа выполнена на тему: «Психологические методы в социальной работе».

Цель: ознакомление с психологическими методами в социальной работе.

Объект: социальная работа

Предмет: психологические методы в рамках социальной работы.

В первой главе рассматриваются психологические принципы, задачи и функции социальной работы.

Во второй главе приводится классификация психологических методов в рамках социальной работы, а так же более углубленно представлены некоторые методы.

В третьей главе рассматривается применение психологических методов в социальной работе: психологическая компетентность социального работника при работе с клиентом, психологические методики в практике социального обслуживания, а так же психосоциальная работа в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: психология, психологическое консультирование, психодрамма, тренинг,психодиагностика.

Методологическую основу курсовой работы образуют общенаучные методы анализа и обобщения исторического и практического материала по данной проблеме, структурно-функциональный анализ деятельности социальных работников, а также логический, аналитический и иные частно-научные методы.

Курсовая работа выполнена на 37 страницах текста с использованием 20 источников литературы.

Содержание

Введение

1. Психологические принципы, задачи и функции социальной работы

2. Классификация психологических методов в рамках социальной работы

2.1 Общие методы

2.2 Психодиагностика

2.3 Психологическое консультирование

2.4 Психодрамма

2.5 Психотерапия

2.6 Социально - психологическая реабилитация

2.7 Социально - психологический тренинг и аутотренинг

2.8 Психологический отбор

3. Применение психологических методов в социальной работе

3.1 Психологическая компетентность социального работника при работе с клиентом

3.2 Использование психологических методик в практике социального обслуживания

3.3 Психосоциальная работа в экстремальных ситуациях

Заключение

Библиографический список

Введение

Социальные работники выступают посредниками между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими специалистами, учреждениями и обществом в целом. Данные специалисты соединяют в своей работе функции адвоката, социального терапевта, психолога и координатора всех услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье.

Ориентация общества на повышение качества жизни выводит на первый план вопросы профессиональной компетентности. Исследования, проводимые и социологами, и психологами, показывают, что профессионализм, ранее трактуемый только как владение конкретной профессией и достаточно полно интерпретируемый в рамках функциалистского подхода, ныне часто не ограничивается знанием тонкостей профессии, а предполагает системное к ней отношение и наличие ряда качеств (атрибутов), обеспечивающих это отношение на уровне практики. Системное видение профессии предполагает системное мышление, открывающее возможности развития профессиональных знаний и в целом ресурса профессии. Поэтому так важны психологические подходы в помощи клиенту, с точки зрения психологии личности.

Все психологические состояния и особенности поведения клиентов социальной работы вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими трудностями, бедностью, безработицей, выходом на пенсию и ее низким уровнем жизни, злоупотреблениями представителями власти и насилием со стороны других людей и групп (в том числе, связанных с криминалом), неудачи в лично-семейной жизни (развод или разлад в семье и т.п.), национально-расовые конфликты, последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т.п.). С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой личностной структуры [5; C.120]. Именно наложение отмеченных объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей данного человека приводит в итоге к психологической неудовлетворенности им своей жизнью. Отсюда вполне понятно, что психосоциальный работник должен в своей работе с клиентами оказать ему не только социально-организационную помощь в рамках своих возможностей, но и уметь достаточно грамотно решать чисто психологические проблемы клиента, активно используя коррекционно-реабилитационные методы и средства.

Социальные работники, имеющие дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д., так как сновная цель социальной работы - улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

Актуальность исследования обуславливается тем, что современное российское общество подвергается мощным психологическим травмам: количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 4-5 лет возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают неврологический синдром, который поражает не только отдельные лица, но и целые слои общества. Например, 41-50% беженцев страдают от психических расстройств. Психиатры утверждают, что 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства и являются потенциальными пациентами [20; С.222]. Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих психологическими методами работы в этой области.

К теории и практике социальной работы применяются методы психоанализа, гуманистической психотерапии. Школы и направления социальной работы при объяснении индивидуальных поступков человека (а следоваетльно и выбора методик помощи) его поведения, эмоциональных реакций и т.д. опираются на концепции и идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и других психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности, разработанные этими и последующими исследователями, находят отражение в подходах к феномену клиента социальной работы, определяют ту или иную стратегию взаимоотношений с ним, позволяют сформировать различные интерпретационные инструментарии к проблемам и ситуациям клиентов.

Целью данной работы является ознакомление с психологическими методами в социальной работе.

Объект исследования - социальная работа..

Предмет: психологические методы в рамках социальной работы.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть психологические принципы, функции и задачи социальной работы;

2. Ознакомиться с многообразием психологических методов и технологий в рамках социальной работы;

3. Дать характеристику применения психологических методов в социальной работе.

Методологическую основу курсовой работы образуют общенаучные методы анализа и обобщения исторического и практического материала по этой проблеме, структурно-функциональный анализ деятельности социальных работников, а также логический, аналитический и иные частно-научные методы.

1. Психологические принципы, задачи и функции социальной работы

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. В общем случае можно выделить теоретическую и методологическую функции психологии в социальной работе.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно-психологическими явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны, и реализуется с помощью специальных психологических теорий - теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д.

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности. В частности, психология в социальной работе выполняет такие функции, как объяснительная, диагностическая, проектирование, прогностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), профилактическая [17; С.92].

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы. С помощью психологии раскрываются сущност...

Другие файлы:

Методы теории социальной работы
Методы социальной работы - эмпирические, психологические, психолого-педагогические. Методы стимулирования деятельности и поведения индивида: требовани...

Организация, администрирование и управление в социальной работе: Учебное пособие
В учебном пособии рассматриваются становление и развитие научного менеджмента, организации, учреждения социальной защиты (социальные службы) как социа...

Социально-психологические методы управления
Общая характеристика, понятие и классификация методов управления. Административные, экономические, социологические, психологические и социально-психол...

Психологические проблемы материнства и детства: раннее выявление и профилактика
В методическом пособии рассматриваются психологические проблемы материнства, причины риска для будущего ребенка, социально-психологические основы форм...

Психологические теории в социальной работе
Практическая психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Именно она выступает центральной ячейкой социально педагогиче...