Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Анализ развития внутреннего туризма в Нижегородской области

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Особенности внутреннего российского туррынка. Характеристика Нижнего Новгорода и Нижегородской области в рамках развития туризма. Направления инвестиций во внутренний туризм. Рекомендации по совершенствованию программы развития внутреннего туризма.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы внутреннего туризма

1.1 Характеристика понятия туризма как сферы деятельности

1.2 Особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе

Глава 2. Анализ развития внутреннего туризма в Нижегородской области

2.1 Характеристика Нижегородской области

2.2 Ресурсы Нижегородской области для внутреннего туризма

2.3 Направление и проблемы реализации программы развития внутреннего туризма в Нижегородской области

Глава 3. Предложения по развитию внутреннего туризма в Нижегородской области

3.1 Привлечение средств населения в развитие отрасли

3.2 Отражение предложения на развитие туристской отрасли

Заключение

Список литературы

Введение

По данным Всемирной туристской организации, туризм с конца 90-х годов занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автопром и производство продуктов питания. Средние темпы роста туризма составляют 5-7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году, в 4 раза должны увеличиться доходы от туризма.

Последние 6 лет в России развивается внутренний туризм. По данным РБК, рост внутреннего туризма в России в 2009 г. составил 7,7% и достиг 28 млн. чел.

На этом факте в первую очередь намерено заработать российское правительство.

Внутренний туризм в нашей стране характеризуется значительными сезонными колебаниями, что связано не только с природно-климатическими условиями, но и с невысоким уровнем развития самого туристского предложения.

В перспективе в России планируется создать круглогодичные курорты, на территории которых будет возможно развитие разных видов туризма. В фокусе внимания государства и инвесторов, в первую очередь, находятся 7 регионов, получивших право на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа: Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская и Иркутская области и Республика Бурятия, а также Алтайский край и Республика Алтай.

Развитие внутреннего туризма является сейчас наиболее перспективным направления развития многих регионов России, и Нижегородская область не является исключением. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Цель работы - провести анализ развития внутреннего туризма в Нижегородской области и внести предложения по ее совершенствованию.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретическое понятие туризма как отрасли.

- изучить особенности внутреннего туризма в РФ;

- дать характеристику Нижнего Новгорода и Нижегородской области в рамках развития туризма;

- выявить проблемы и направления инвестиций во внутренний туризм Нижегородской области;

- предложить рекомендации по совершенствованию программы развития внутреннего туризма.

Предмет исследования - процессы развития внутреннего туризма Нижегородской области.

Объект исследования - внутренние ресурсы для туризма в Нижегородской области.

Глава 1. Теоретические основы внутреннего туризма

1.1 Характеристика понятия туризма как сферы деятельности

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей, которая обеспечивает значительный мультипликационный эффект в сфере занятости, активно влияет на различные сектора экономики, увеличивает объемы валютных поступлений, что в свою очередь способствует формированию собственной туристской индустрии как отрасли. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.

Единого определения туризма до сих пор не существует. В истории цивилизации первоосновы определения туризма были положены греками: Tour (тур) означает «путешествие».

На настоящий момент можно отчетливо зафиксировать три наиболее общие трактовки понятия «туризм».

Во-первых, зауженная, сводящая туризм к понятию туристского тура, то есть деятельности туристских компаний. Этой точки зрения придерживаются некоторые российские специалисты, утверждая, что лишь незначительная часть организаций специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов. И поэтому, как полагают сторонники такой точки зрения, нет никакой необходимости выделять туризм в отдельную отрасль.

Во-вторых, односторонняя потребительская, которой придерживаются в ряде ведущих стран мира и которая легла в основу определения туризма в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ.

Туризм -- временные выезды (путешествия) людей из места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Или другое определение:

Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания[5].

Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках:

- туризм есть результат передвижения людей;

- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;

- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие - являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

- распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

- создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

- модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

- новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

- упрощение порядка выезда;

- расширение внешних деловых контактов;

- увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

- доступность цен на выездные туры;

- большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

В последние годы (с 2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты т...

Другие файлы:

Анализ потенциала Нижегородской области в сфере культурно-познавательного туризма
Сущность и задачи стратегического менеджмента, его эффективное использование в туристической отрасли. Историко-культурное наследие Нижегородской облас...

Оценка туристских ресурсов для религиозного туризма в Нижегородской области
Оценка туристских ресурсов для религиозного туризма на территории Нижегородской области. Виды религиозного туризма, потенциал его развития. Религиозны...

Развитие внутреннего туризма в России
Понятие туризма и исторические этапы его развития. Формирование внутреннего туризма в России и правовые аспекты его регулирования. Характеристика реги...

Развитие туризма в Балахнинском районе Нижегородской области
Основные характеристики Балахнинского района, его природные и туристские ресурсы, перспективы развития туризма. Анализ туристского потенциала Балахнин...

Совершенствование программы развития туризма Псковской области
Отрасль туризма как объект управления и планирования. Этапы развития и реформирования отрасли туризма. Анализ состояния и перспективы развития отрасли...