Анализ потенциала Нижегородской области в сфере культурно-познавательного туризма
Краткое сожержание материала:
Размещено на
32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород
Факультет менеджмента
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
Курсовая работа
«Анализ потенциала Нижегородской области в сфере культурно-познавательного туризма»
Выполнила студентка 4 курса
Группа М 41-05
Солнышкова Татьяна Олеговна
Проверил: Шилин Н.А
Нижний Новгород 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Введение в стратегический менеджмент
1.1 Сущность и задачи стратегического менеджмента
1.2 Отрасли туризма в менеджменте
Глава 2. Характеристика туристического потенциала Нижегородской области
2.1 Туристические ресурсы Нижегородской области
2.2 Туристическая инфраструктура Нижегородской области
2.3 Развитие культурно-познавательного туризма в Нижегородской области
Глава 3. Инвестиционные проекты на туристических маршрутах
3.1 Перспективы основных направлений туризма
3.2 Создание условий для развития основных центров туризма и туристских зон и формирование конкурентоспособного турпродукта
Заключение
Список литературы
Введение
Туристический потенциал Нижегородского региона является неотъемлемой частью его инвестиционного потенциала, а значит, и залогом будущего процветания нашего края.
Нижний Новгород входит в состав туристической зоны «Центр России» (Верхневолжский район), является густонаселенной частью страны с максимальными рекреационными потребностями местного населения, сочетающимися с достаточными и разнообразными рекреационными ресурсами для их удовлетворения.
Природные ресурсы Нижнего Новгорода характеризуются благоприятными ландшафтными и климатическими условиями. Нижний Новгород сложился на границе Приволжской возвышенности и Балахнинской низины, что обусловило деление города на две части: Нагорную, представляющую собой застроенную территорию коренного плато, и Заречную, где освоены участки террас Волги и Оки.
Отрасль туризма в Нижегородской области является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики региона. На нижегородском рынке туристических услуг сохраняются положительные тенденции роста объема туристических услуг, в том числе в сегменте выездного и внутреннего туризма.
В нашей области условия для самых разных видов туризма - культурно-познавательного, круизного, экологического, лечебно-рекреационного, религиозного, приключенческого - можно без сомнения назвать одними из лучших в России.
У нас находится множество памятников историко-культурного наследия, часть их - федерального значения, сотни музеев, природных памятников. Среди известнейших достопримечательностей региона - Нижегородский Кремль, Балахна - родина Кузьмы Минина, Городец - город Мастеров, Чкаловск - родина летчика Валерия Чкалова, Арзамас - город юности Аркадия Гайдара, центр хохломской росписи - Семенов, известное всем паломникам Дивеево, имение Пушкина в селе Большое Болдино, Оранский монастырь, "слесарная столица" - Павлово, легендарное озеро Светлояр, озера Старой Пустыни, Макарьевский монастырь, реликтовый Ичалковский бор, Керженский заповедник, богатый занесенными в Красную книгу животными и растениями. Нижегородский регион знаменит своими народными промыслами: семеновской матрешкой, золотой хохломой, городецкой росписью, гончарным и кожевенным промыслом Богородска, резьбой по кости и камню, полхов-майданской росписью, казаковской филигранью. Здесь расположены несколько курортных зон, месторождения лечебной воды и грязи.
В 2006 г. количество туристов составило 600 тыс. человек, в т.ч. 45 тыс. иностранных граждан. Рост турпотока отмечен положительной динамикой, увеличение на 140% (по данным Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области).
Это связано с тем, что Правительство Нижегородского края предпринимает всевозможные меры и разрабатывает программы развития въездного и внутреннего туризма.
Так программа на 2007-2011 гг. ставит задачу сделать регион туристской Меккой. При этом, как отмечает заместитель губернатора Ирина Живихина, для этого созданы все условия.
Во-первых, заложено финансирование, а во-вторых, в области есть эксклюзивные объекты. Кроме того, Нижегородская область сотрудничает с международными туроператорами и использует их богатый опыт в продвижении своих турпродуктов. Внимание журналистов также приковано к этому краю. За последние несколько лет в прессе постоянно появляются публикации, касающиеся туризма, например, «народные промыслы Нижегородской области», «маршрут выходного дня» и пр.
Также постоянно публикуют информацию о самом Нижегородском крае как историческом, культурном и духовном центре. Кроме того, Нижегородская область постоянно участвует во всевозможных выставках.
Только в конце 2007 г. она приняла участие в «Отдых - 2007» и «MIT International - 2007». MIT International - одна из самых больших в мире выставок для профессионалов группового туризма.
Специально к этой выставке Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области были изданы полноцветные буклеты о туризме в регионе на французском языке.
Нижегородская область вызвала огромный интерес у посетителей, причем необходимо отметить, что выставка предназначена исключительно для профессионалов. По итогам переговоров на выставке было принято организовать рекламно-информационный тур для французских туроператоров и представителей СМИ в Нижегородскую область.
Нижегородская область, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных субъектов РФ, в которых туризм может стать одной из бюджетообразующих отраслей. Это связано с тем, что Нижегородский край перспективен для самых разных видов путешествий: в том числе и культурно-познавательного.
Глава 1. Введение в стратегический менеджмент
Стратегия - программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. Разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любой системы.
Стратегии могут быть обоснованными только в случае применения к их разработки научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации. Для выработки конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу их разработки применять системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, оптимизационный, административный, поведенческий, ситуационный и другие подходы.
Однако в настоящие время к разработке стратегий применяются только отдельные походы и методы, вследствие чего стратегии утверждаются к реализации недостаточно обоснованными, что приводит к неэффективному использованию ресурсов.
Стратегический менеджмент - теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей.
1.1 Сущность и задачи стратегического менеджмента
Для любой организации, работающей на рынке, создание условий для эффективной деятельности и обеспечение непрерывности развития - одна из основных проблем. В зависимости от складывающихся внешних условий и внутренних обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-разному, но в основе ее решения лежит кропотливая и трудоемкая аналитическая работа по созданию, реализации и поддержанию конкурентных преимуществ. Сегодня стратегия- это одна из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна из фирм в условиях конкуренции не может существовать без ее четкой формулировки. Стратегия организации - это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижения организационных целей. Процесс управления разработкой и реализации стратегии называется стратегическим менеджментом. Он реализуется посредством решения пяти взаимосвязанных задач, представленных на схеме (рис 1):
Стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выбора и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения, целей, стратегии и ее реализации. Стратегическое управление имеет ряд принципиальных отличий от оперативного управления.
Таблица 1. - Сравнение стратегического и оперативного управления
Характеристика |
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
<...
Другие файлы:
Культурно-познавательный туризм на рынке туристских услуг Архангельской области Организация культурно-познавательного тура в г. Санкт-Петербург Становление экскурсионного дела в Республике Беларусь и его состояние на современном этапе Анализ развития внутреннего туризма в Нижегородской области Развитие природного туризма в Республике Карелия |