Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Сельское, лесное хозяйство и землепользование

Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Тип: дипломная работа
Категория: Сельское, лесное хозяйство и землепользование
Скачать
Купить
Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции. Современное состояние и особенности производства винограда. Снижение себестоимости производства продукции виноградарства. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

«КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

И.о. заведующего кафедрой экономики и организации предприятий АПК, к.э.н., доцент

_____________ В.А. Заготов

«___» ____________ 2010 г.

МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА

на тему:

Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Направление подготовки 0501 «Экономика и предпринимательство»

Специальность 8.050107 «Экономика предприятия»

Выполнил: А.В. Белошицкий

Научный руководитель:

к.э.н., доцент В.Н. Дятел

Симферополь - 2010

Содержание

Введение

1. Теоретические основы конкурентоспособности производства продукции виноградарства

1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции

1.2 Современное состояние и особенности производства винограда

1.3 Методика диагностики конкурентоспособности продукции

2. Состояние и конкурентоспособность производства продукции виноградарства в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятий

2.2 Развитие и современное состояние производства винограда в предприятиях

2.3 Конкурентоспособность производства винограда в предприятиях

3. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства

3.1 Направления повышения конкурентоспособности производства

3.2 Снижение себестоимости производства продукции виноградарства

3.3 Повышение имиджа ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района

Выводы и предложения

Приложения

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. Для успешного развития виноградарско-винодельческого подкомплекса в Украине есть благоприятные почвенно-климатические условия, достаточная обеспеченность трудовыми и другими ресурсами. Но в последние годы в связи с усилением конкуренции на рынке аграрных предприятий всё сложнее становится производить конкурентоспособную продукцию и успешно реализовывать её.

Проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследовались в трудах многих отечественных и зарубежных учёных-экономистов таких как:: В.Г.Андрийчук, С.С.Гаркавенко, В.И.Крамаренко, Ф.Котлер, А.Б.Кулешова, А.Н.Литвиненко, М.И. Малик, С.В.Мочерный, Г.Г.Пастернак-Таранущенко, А.М.Романов, П.Т.Саблук, Р.А.Фатхутдинов, А.Ю.Юданов и другие. Поиск путей развития плодоводства и повышения экономической эффективности этой отрасли рассматривали Дога В.С., Ермаков А.Е., Мазур Р.В., Маркина Т.А., Мокрицкая О.Н., Павлов В.Н., Рульев В.А., Слободянюк Н.И., Шестопаль А.Н. и другие исследователи.

Выполненные исследования вносят значительный вклад в развитие теоретических основ конкурентоспособности. Однако высокая актуальность темы, её практическое значение требует дальнейших исследований по повышению конкурентоспособности производства продукции плодоводства, что и обусловило выбор темы магистерской работы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка экономических и методических основ повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

ѕ исследовать экономическую сущность категории «конкурентоспособность производства»;

ѕ исследовать методические подходы к оценке конкурентоспособности производства продукции;

ѕ дать организационно-экономическую характеристику предприятий;

ѕ проанализировать современное состояние и конкурентоспособность производства винограда в предприятиях;

ѕ обосновать направления повышения конкурентоспособности производства в предприятиях;

ѕ обосновать направления снижения себестоимости производства продукции виноградарства;

ѕ обосновать направления повышения имиджа предприятия.

Объектом исследования являются теоретически-методические положения и организационно-экономические мероприятия, связанные с производством и переработкой винограда.

Предметом исследования является процесс формирования конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Методы и приемы исследования. В ходе выполнения исследования использовались абстрактно-логический метод познания (при обобщении теоретических и методологических положений конкурентоспособности и формулировании выводов); монографический метод (при освещении взглядов ученых на исследуемые в работе проблемы, изучения развития предприятия); экономико-статистические методы (сравнения, графический и табличный методы - для сопоставления и наглядного представления результатов); экспертные методы, рассчётно-конструктивный.

Информационной базой исследования являются материалы периодических изданий в печатном и электронном виде в сети Интернет по экономике, менеджменту и агробизнесу в отрасли виноградарства и виноделия, законы, нормативные акты Украины, официальные материалы Главного управления статистики в АР Крым, бухгалтерская и статистическая отчетность предприятий, а также аналитические разработки автора.

Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования аграрными предприятиями АР Крым элементов разработанных предложений по повышению конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Структура и объем работы. Диплом состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованных источников, который насчитывает 47 наименование, приложений. Общий объем работы составляет 100 страниц. Работа содержит 23 таблицы, 9 рисунков.

конкурентоспособность себестоимость виноградарство

  • 1. Теоретические основы конкурентоспособности производства продукции виноградарства

1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции

В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу ряда причин не уделялось должного внимания.

Существовавшая плановая экономика не создавала реальной самостоятельности для предприятий. Они находились в прямой зависимости от решений вышестоящих организаций почти по всем вопросам хозяйствования (формирование ассортиментной политики, установление цены на продукцию, определение размера заработной платы и премии работающим, объемы производства, каналы реализации произведенной продукции и т. д.).

Многолетнее существование плановой экономики привело к формированию ортодоксальных функциональных и управленческих систем, представленных многоуровневыми пирамидальными структурами, управляемыми из центра. В основании пирамид находились низовые производственные и торговые предприятия, подчинявшиеся структурам районного, областного или республиканского звена; последние, в свою очередь находились в подчинении центральных структур. В итоге сам процесс производства и сбыта продукции не был практически ничем мотивирован [9]. Это приводило к ущемлению заинтересованности работающих в улучшении качества производимой продукции, снижении потерь и брака в производстве и соответствующему ухудшению экономических показателен работы предприятия.

Впервые научно-теоретические аспекты конкуренции были основаны о обобщены зарубежным учёным Адамом Смитом. Дальнейший вклад в развитие теории науки внесли Рикардо Д., Робинзон Дж., Шумпетер Й., Хайек Ф.А., Макконел К.Р., Брю С.Л., Портер М.Е. и другие. В результате проведённой ими работы было сформулировано понятие конкуренции, а также разработан гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли.

Атрибутами рыночной экономики являются: свободное ценообразование, наличие частной собственности на средства производства, присутствие реальной конкуренции и т. д. В рыночной системе хозяйствования категория «конкурентоспособность предприятия» является одной из ключевых, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности предприятия [22].

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия тесно взаимосвязаны. С одной стороны, предприятие не может быть конкурентоспособным, если его продукция не признана покупателем и не имеет сбыта, с другой стороны, имидж производителя, его конкурентные преимущества позволят повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой пр...

Другие файлы:

Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым
Экономическое содержание конкурентоспособности продукции. Особенности плодоводства как отрасли сельского хозяйства. Организационно-экономическая харак...

Экономическая эффективность производства винограда и пути ее повышения (на примере хозяйств Симферопольского района АР Крым)
Виноградарство всегда было важной отраслью АПК и, несмотря на незначительную долю в общей площади сельскохозяйственных угодий, играет важную роль в со...

Виноградарство
В учебнике на основе последних достижений науки и передовой практики изложены состояние и пути дальнейшего развития виноградарства в России и зарубежн...

Пути повышения конкурентоспособности продукции
Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг. Показатели и методы оценк...

Оценка конкурентоспособности продукции промышленных предприятий (на пример ООО "Татспиртпром")
Методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия, факторы, ее определяющие. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия на примере О...