Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Оценка конкурентоспособности продукции промышленных предприятий (на пример ООО "Татспиртпром")

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия, факторы, ее определяющие. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО "Татспиртпром". Способы регулирования и пути повышения конкурентоспособности алкогольной продукции.
Краткое сожержание материала:

Содержание

  • Введение
    • 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции предприятия
    • 1.1 Сущность конкурентоспособности продукции предприятия
    • 1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
    • 1.3 Методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия
    • 2. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО "Татспиртпром"
    • 2.1 Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Татспиртпром"
    • 2.2 Анализ деятельности ОАО "Татспиртпром" на рынке ликероводочных изделий (ЛВИ)
    • 2.3 Экономическая оценка эффективности и конкурентоспособности продукции ОАО "Татспиртпром"
    • 3. Способы регулирования и пути повышения конкурентоспособности алкогольной продукции
    • 3.1 Разработка предложений и рекомендаций для ОАО "Татспиртпром"
    • 3.2 Государственное регулирование алкогольной отрасли
    • Заключение
    • Список использованных источников и литературы
    • Приложение А
    • Приложение Б
    • Приложение В

Введение

Алкогольный сектор, в России издревле, представлял и до сих пор представляет особое значение с точки зрения российской экономики в целом, так же как и с точки зрения социальной. Именно в данной связи анализ этого сектора с точки зрения его современного развития и перспектив в рамках международной конкуренции является особенно актуальным. Достаточно сказать, что до сих пор алкогольный сектор занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров). Несмотря на то, что за последние пятнадцать лет доля алкогольной продукции уменьшилась в общем объеме товарооборота в России более, чем в три раза, согласно данным РосГосКомСтата в 1995 году алкогольные напитки составляли 5,9% от общего товарооборота в стране или 12,3% от товарного оборота продовольственных товаров, уступая место лишь мясу и мясным продуктам. Именно алкогольный сектор остается по-прежнему одним из самых значимых не только с традиционной социальной точки зрения, но и является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, так как основная масса алкогольной продукции, как производимой в самой России, так и поставляемой из-за рубежа, является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции.

Рынок алкогольной продукции, и особенно в России, пострадавшей от необдуманной антиалкогольной реформы конца 80-х годов, крайне чувствителен к любым мировым изменениям, касающимся не только самого товара или сырья, необходимого для его производства в целом, но и общемировых тенденций в социальной и гуманитарной сферах, а также в сфере здравоохранения. Именно мировая ситуация и общемировые тенденции определяют во многом современное состояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции. Это связано не только с открытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции, но также и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынков отдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамках общемирового глобального рынка. Одной из основных характеристик алкогольного сектора экономики в целом в мире является его сильная олигополизация наряду с активной государственной политикой контроля качества товаров и их дистрибьюции. Действительно, десять крупных компаний контролируют более 50% всего мирового рынка алкоголя. Этот факт сильно сказывается на характеристике конкуренции в этом секторе экономики.

Конкуренция в алкогольном секторе, в данной связи, сильно зависит от объема легальной деятельности той или иной корпорации на каждом конкретном национальном рынке. В данной связи необходимо упомянуть важный фактор государственного влияния на алкогольный сектор практически во всех странах. Это означает, что как национальным, так и в особенности иностранным производителям часто приходится иметь дело с теми или иными разрешительными государственными органами. Для того чтобы та или иная компания получила право на реализацию своей продукции на территории того или иного государства, она должна пройти целый ряд препятствий официального характера. Крупным корпорациям, обладающим большими средствами, это сделать гораздо легче, также благодаря наличию большого опыта. Именно поэтому на российском рынке, характеризующемся жесткими государственными ограничениями на импорт алкоголя, особенно хорошо представлена продукция мировых гигантов алкогольного бизнеса. Для борьбы с такими гигантами российским фирмам-производителям алкоголя прежде всего необходимо знать какую продукцию представляет та или иная компания, как построен ее ассортиментный портфель. Именно фактор правильно построенного и умело разработанного ассортимента играет часто решающую роль в алкогольном секторе, так как различные группы напитков имеют различный имидж, на них делаются различная маржа и они по-разному контролируются государством.

При написании дипломной работы была определена цель - анализ рынка алкогольной промышленности, оценка конкурентоспособности продукции, особенности производства и государственного регулирования в разрезе одного из крупнейших российских производителей алкоголя - компании ОАО "Татспиртпром. Исходя из поставленной в дипломной работе цели, необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность конкурентоспособности продукции и рассмотреть их определяющие факторы;

исследовать методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия;

провести анализ общей характеристики производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Татспиртпром";

провести анализ деятельности ОАО "Татспиртпром" на рынке ликероводочных изделий за 2007-2009 года;

дать оценку эффективности и конкурентоспособности продукции ОАО "Татспиртпром";

рассмотреть государственное регулирование алкогольной отрасли;

внести рекомендации по повышению конкурентоспособности алкогольной продукции.

Объектом исследования дипломной работы выступает ОАО "Татспиртпром".

Предметом исследования является производственно - хозяйственная деятельность предприятия.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий. Данная проблема изучена следующими учеными: Войцеховская И. М, Савицкая Г.В., Ламбен Ж. -Ж., Фатхутдинов Р.А., Завьялов П.С., Голубков Е.П.

Информационной основой исследования явились Годовой ОАО "Татспиртпром" за 2007-2009 года, прайс лист отпускных цен "ОАО Татспиртпром", данные по реализации продукции ОАО "Татспиртпром" за 2007-2009 года.

В процессе исследования применялись общенаучные методы познания социально-экономических явлений и процессов: сравнение, конкретизация, классификация, логический анализ, моделирование. Методика проведения исследования основывалась на группировке, анализе и систематизации полученных данных, установлении и практической реализации полученных результатов. Предлагаемые рекомендации и критические замечания могут быть использованы предприятиями при снижении влияния отрицательных факторов и решении проблем, возникающих в процессе их функционирования.

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой части рассмотрены теоретические основы оценки конкурентоспособности и ее роли в развитии компании; выявлены и описаны факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и рассмотрены основные методики оценки.

Во второй части проведен анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Татспиртпром" в условиях современного рынка и тенденций в разрезе основных показателей и анализ деятельности компании (динамика рынков сбыта, структура реализации, рентабельность и прибыль).

В третьей части рассмотрены пути повышения конкурентоспособности продукции (определение целей, разработка стратегии компании). Предложены практические методы повышения конкурентоспособности. Проанализированы особенности государственного регулирования алкогольной промышленности.

1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции предприятия

1.1 Сущность конкурентоспособности продукции предприятия

Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы, что в конечном счете приводит к повышению конкурентоспособности товаров и услуг фирмы. По Багиеву Г.Л., конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию [26, c.736].

Гурков И.Б. определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам [13, c.239].

В работе Гарбацевича конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования все...

Другие файлы:

Комплексная оценка качества и конкурентоспособности продукции предприятий
Система показателей качества продукции, факторы, влияющие на него, и методы управления. Понятие конкурентоспособности продукции компании и ее взаимосв...

Управление маркетингом на предприятии ОАО "Агромашхолдинг"
Ориентация промышленных предприятий на удовлетворение потребностей потребителей продукции. Маркетинговое исследование рынка и оценка уровня конкуренто...

Факторы конкурентоспособности продукции
Понятие и сущность конкурентоспособности продукции. Принципы, дающие конкурентные преимущества производителю. Инвестиции в качество. Ценообразование,...

Определение конкурентоспособности продукции сети ресторанов "Subway" на мировом рынке
Понятие и сущность конкурентоспособности товаров, особенности и принципы, методологическое обоснование ее оценки в международном бизнесе. Оценка привл...

Анализ конкурентоспособности продукции, товаров и услуг
Понятие конкурентоспособности продукции, товаров и услуг. Значение качества продукции в условиях конкурентной борьбы. Мероприятия по повышению конкуре...