Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Элементы экологического сознания и мифологическое мировоззрение марийского народа

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Экологическая культура - компонент культуры общества. Элементы экологического сознания марийцев. Мифология и магия - две части языческого мифологического сознания. Значение марийской сказки в воспитании экологического мировоззрения марийского народа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

11

Размещено на

Введение

экологическое мировоззрение мариец сказка мифология

На пороге третьего тысячелетия исторически сложившиеся средства производства уже одной своей формой навязывают человеку определенное отношение к природе. Возник кризис системы отношений «человек - общество - природа». В связи с этим, весьма актуальным представляется изучение адаптивной значимости традиционных систем природопользования этносов, которые проявлялись как в материальной, так и в духовной сферах. В этом отношении большой интерес представляет исследование экологических воззрений, отраженных в культуре мари. Оно немыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы.

Мифологическое мировоззрение же становится первой формой взаимодействия человека и среды, сводом законов, которым надо следовать, чтобы жизнь шла нормально, первым объяснением природных явлений. В космографии мари Вселенная представлена как одно целое, но универсальные знаковые комплексы переданы самобытными символами.

Цель этой работы - рассмотреть элементы экологического сознания и мифологическое мировоззрение марийского народа.

Глава 1. Элементы экологического сознания марийцев

Экологическая культура как компонент культуры общества включает в себя оценку средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также систему средств духовно-практического освоения природы: соответствующие знания, традиции, ценностные установки. Это нравственно - духовная сфера жизнедеятельности человека, которая характеризует своеобразие его взаимодействия с природой и включает в себя экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность.

Структурными элементами экологического сознания являются: центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; нормативы экологического взаимодействия с природой, присущие данному обществу, поколению; чувственный и рациональный аспект культурно-исторического опыта взаимодействия с природой. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими средствами восприятия природы.

Анализируя языческое мифологическое сознание, можно отметить две важнейшие его сферы - мифологию и магию. Мифология - совокупность представлений о жизни и иерархии богов, их влиянии на земные дела, о происхождении мира. Имена богов донесли летописи, древнерусская литература и фольклор. Марийцы поклонялись не только богам, но и духам. Ими были населены природа и дом - водяные, русалки, болотники, лешие, домовые, банники, овинники требовали от людей доброжелательности и честности в отношении к лесу, воде, хозяйству, соблюдения определенных разумных правил, грозили карой нерадивым. Они также поклонялись животным и деревьям.

Основным средством формирования духовной сферы личности, а именно становления экологической культуры является народная сказка. Марийские сказки содержат бесценные сведения о процессе становления и развития материальной и духовной культуры народа в естественно географических условиях окружающей среды.

Из большинства сказок мы узнаем, что марийцы с древних времен жили среди дремучих лесов, рядом с красивыми, извилистыми реками и чуть печальными, тихими озерами. Лес кормил и поил его обитателей, и не случайно он стал для них живым воплощением добра и зла, полноправным «членом семьи», обладающим многообразием свойств, присущих человеку и человеческим взаимоотношениям.

Марийский лес всегда был сокровищем тайн, наполненных богами и духами. И не случайно каждая былинка, дерево, птица или зверь в сказках этого народа говорят, думают и имеют живую душу. Только все это надо понять и прочувствовать. Так, по обычаям и вере предков нельзя охотиться на зверей и птиц тогда, когда ими создаются семьи.

Нельзя бить живое без нужды, нельзя рубить дерево без цели, а если с целью, то не везде. Всё живое помогает человеку и может повлиять на его судьбу. Природе, ее красоте, удивительной гармонии надо поклоняться и учиться у нее. Взаимовлиянием человека и природы пронизаны все марийские сказки. В них мы без труда чувствуем само отношение марийцев ко всему окружающему миру.

До сих пор близ марийских селений, как и много столетий назад, таинственно шумят священные рощи - кюсото, куда лесные люди, одевшись в белые чистые рубахи с древними узорами вышивок, приходят пообщаться со своими богами. Их очень много, и в сказках они названы далеко не все: Великий бог Юмо и богиня Праматерь, Мать воды и Бог Ветра и т.д. Живут и злые боги и духи в марийских лесах, а помогают лесному народу побеждать неприятелей, посягнувших на родную землю, духи богатырей Чоткара, Акпатыра, Великого Горного человека и могучая волшебная сила созданных умелыми руками произведений труда: гуслей-самогудов, волшебных мечей, выкованных из украшений девушек, похищенных злодеями, и закаленных в слезах их матерей.

2. Мифологическое мировоззрение марийского народа

Как у любого народа, который живет близко к природе, у мари есть свои представления о звездном небе, о строении космоса, есть свои названия астрономических объектов.

Например, в марийском языке:

Кава - небо,

Кававундаш - небесный свод;

Кайык комбо корно - Млечный путь (дорога диких гусей),

Кече - солнце,

Кече петыралтмаш - солнечное затмение,

Шyдыр (шюдыр) - звезда,

Коркашyдыр - созв. Большой ковш,

Тyня - вселенная, мировое пространство,

Чолпан - планета Венера,

Шордо шyдыр - Полярная звезда (лосиная звезда),

Йюксокайык - созв. Лебедь,

Шоктешyдыр - Плеяды (Решето).

Основы космогонических представлений народа мари включают в себя мифологию про рождение небесного и земного мира. Марийская мифология включила в себя элементы различных мифологических систем: уральской, финно-угорской, индо-иранской, тюркской и других. Наиболее древней является уральская мифологическая традиция, объясняющая происхождение мира, людей, животных. Согласно уральскому мифу, на поверхность мирового океана прилетела небесная утка. Она снесла два яйца, из которых родились два брата - Юмо и Йын. Вначале они имели облик птиц-селезней. Юмо и Йын попеременно ныряли на дно океана и в клюве доставали ил, из которого образовалась земля. Затем Юмо стал творить человека и животных, предопределять их будущую судьбу. Йын мешал творению, за что Юмо прогнал его с земли и запер в подземном мире.

Таким образом, еще далекие предки марийского народа выразили идею противоборства добра и зла, положительного и отрицательного начал. Оценочное отношение к этим мифологическим персонажам возникло не сразу. Вначале они не противопоставлялись, о чем свидетельствует такая же по содержанию мифология коми. Но там Йомы (Юмо) наделен отрицательными, а Ен (Йын) -- положительными чертами.

Индо-иранский пласт представлен в мифологии марийцев мотивом отделения неба и небожителей от мира людей. Люди осквернили Юмо (Юмо здесь уже употребляется в значении "небо"). В наказание Юмо в течение 7 дней и ночей с шумом поднималось ввысь, оно решило лишить людей хлеба. Лишь благодаря собаке, вымолившей оставить ей на пропитание, остался небольшой колосок на верхушке стебля. Согласно мифу, прежде колос хлебов рос с самого основания, а рожь была ветвистой. В древнеиранской книге священных гимнов и заклинаний "Авеста" сообщается о крылатой собаке Сэнмурв. По поверьям, она являлась посредницей между божеством неба и землей, а также считалась охранительницей хлебов. Сюжет этого древнеиранского мифа лег в основу марийского.

Финно-угорская (финская) мифологическая традиция представлена в астральной мифологии марийцев, то есть в художественно-образной картине звездного неба. Она возникла на основе предшествующих мифологических представлений. В астральной мифологии Юмо уже понимается как самый верхний ярус неба, как небесная твердь, где живут небожители. Этих небожителей поэтому называли Юмын.

Астральная мифология в центре небесной тверди помещала "небесный столб" (кава ме?ге), то есть Полярную звезду. Вокруг него во вращательной последовательности располагалось созвездие Лося (шордышyдыр, или шордо). Выше него находилось созвездие Лебедя (йyксо, или юмын кайык). Между ними помещали созвездие Небесного барана (юмын тага) - фантастического существа, соединяющего в себе черты барана и птицы бекаса. Очень похожую картину звездного неба нарисовал во II тысячелетии до н.э. древний художник на камне близ Онежского озера. Иначе говоря, в марийской мифологии сохранилась художественная картина звездного неба, уходящая своими корнями в глубокую древность.

В дальнейшем эта картина несколько видоизменилась. Ключевым персонажем астральной мифологии стала дочь неба, или небесная дева (юмынyдыр). Ее вначале называли небесной пастушкой. В связи с этим переосмысливаются ранее известные образы. Небесный лось превращается в небесного коня (юмын имне). Появляется новый образ -- небесного быка или иногда -- небесной коровы. Все они вместе с небесным бараном образуют небесное стадо (юмын кушу). Вращение звезд вокруг Полярной звезды понимается уже как пастьба небесного стада, погоняемого пастушкой (юмынyдыр). Если раньше астральный мир заключался лишь в пространстве близ Полярной звезды, то теперь осмысливаются и возникают новые образы: небесного хлева (юмын вyта) и небесной реки...

Другие файлы:

Пословицы и поговорки марийского народа
Предлагаемый вниманию читателя сборник представляет собой первую попытку объединить и систематизировать почерпнутые из печатных и рукописных источнико...

Отражение основ национальной культуры в символике орнамента марийского костюма
Особенности национальной культуры марийского народа. Религиозно-мировоззренческие представления, образ жизни и быт. Роль костюма в марийской культуре....

Особенности мифологического сознания
Сознание в философии как ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию: единство сознания; классификация модусов созна...

Сочинения принадлежащие к грамматике черемисского языка
Первая грамматика марийского языка является памятником письменного и литературного языка марийского народа. Древнемарийский народ (устаревшее — череми...

Продвижение экотуризма как способа формирования экологического сознания (на примере деревни "Русскинские")
Представление об экологическом сознании в гуманитарных дисциплинах. Механизмы формирования экологического сознания через популяцию экотуризма. Разрабо...