Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Эволюция культа святых в контексте социально-политического и культурного развития Франкского государства

Тип: дипломная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Особенности христианизации Галлии, становления и развития на её территории монашества. Личность и деятельность святого Мартина Турского. Эволюция культа святых в период Меровингского и Каролингского государства. Церковные преобразования Карла Великого.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава I. Особенности становления культа святых в Галлии

§ 1. Личность и деятельность святого Мартина Турского

§ 2. Становление культа святого Мартина Турского

Глава II. Культ святых в контексте социально-политического и культурного развития Меровингского государства

§ 1. Типизация святых в меровингский период

§ 2. Политический аспект культа святых

§ 3. Социальный аспект

§ 4. Экономический аспект культа святых

§ 5. Культурно-религиозный аспект

§ 6. Развитие культа святого Мартина Турского в период Меровингского государства

Глава III. Церковная политика Карла Великого и культ святых в период Каролингского государства

§ 1. Церковная политика Карла Великого

§ 2. Развитие культа святых в Каролингском государстве

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Постановка проблемы

Период раннего средневековья - время уникальное и чрезвычайно важное в процессе формирования специфической европейской культуры и европейского общества. Наиболее важным и влиятельным государственным образованием на территории Европы в этот период являлось Франкское государство, существовавшее на протяжении пяти столетий на территории будущей Франции и Германии. Именно в период существования Франкского государства формировалось не только будущее европейское средневековое общество с его оригинальной культурой и мировоззрением, но и специфическая средневековая религиозность. В процессе развития Франкского государства и в его пределах христианство как религия, впитывало в себя весь сложнейший комплекс различных по своему происхождению и сущности культур. Именно в нём оно преобразовывалось в специфическую христианскую культуру средневековой Европы. Эта культура, особенности религиозности её носителей в свою очередь оказали большое влияние на духовное и идеологическое формирование современного европейского общества.

Совершенно особое место в христианской религиозной культуре раннего средневековья занимает такое уникальное явление как культ святых, являвшееся неотъемлемой частью религиозной практики во Франкском государстве. Восприятие франкским обществом культа святых сыграло важную роль в процессе трансформации его религиозного сознания. В то же время и сама практика почитания святых испытывала на себе влияние этого процесса и в свою очередь отражала его. Культ святых, являясь неотъемлемой частью в жизни франкского общества, испытывал на себе влияние происходящих в нём социально-политических, экономических, и культурных процессов и в свою очередь также оказывал на них прямое либо опосредованное влияние. Образ святого, практика почитания святых в отличие от периода развитого средневековья в период Меровингского и Каролингского государства испытал достаточно серьёзную эволюцию, причинами которой явились в основном именно внешние факторы. Изучение эволюции культа святых как неотъемлемой составляющей религиозной жизни общества данного периода поможет глубже и яснее понять изменения, происходившие в процессе социально-политического развития Франкского государства, как, в некоторой степени образцового раннесредневекового европейского государства, а также выявить пути и степень влияния государственных преобразований в, частности проводившихся Карлом Великим, на церковную идеологию и религиозную практику общества.

В IV веке в Галлии активно развивается и широко распространяется культ святых, явление уникальное, мощное и чрезвычайно важное для проникновения христианской веры во все слои общества. Изучению культа отдельных святых посвящено немало работ, как в зарубежной, так и в отечественной историографии, но мы имеем недостаточно исследований, посвящённых глубокому и всестороннему анализу сущности этого явления и механизмам складывания культа святого. А ведь во многом именно через изучение культа святых мы можем выявить важнейшие этапы изменения в процессе христианизации сознания будущего европейского общества. Смысл, содержание и понимание культа святых изменялось во времени и было не одинаковым для разных категорий общества.

Историография

Прежде чем перейти к рассмотрению историографии по изучаемому вопросу, автор считает нужным заметить, что такому религиозно - культурному понятию как «святость», «святой», изучению многочисленных культов святых разных исторических периодов, святым не только католическим и православным, не только христианским, но и других мировых религий, предполагающих данное понятие, посвящено неимоверное количество как научной, так и околонаучной и популярной литературы. История изучения католического культа святых насчитывает многовековую историю, так как собственно критика этого явления, предполагающая выявление истоков того или иного культа святого началась ещё в период развитого средневековья. Историография, касающаяся проблемы изучения западноевропейских культов святых IV - X веков также невероятно обширна, и автор данной работы не имел возможности охватить всю её и при изучении литературы по рассматриваемой проблеме стремился выявить и изучить самые основные работы, посвящённые рассматриваемой проблеме, и лишь с того периода, когда началось подлинно научное её изучение. Следует также заметить, что поскольку изучаемое нами явление принадлежит к сфере религиозной, то по данному вопросу необходимо учитывать написана работа светским или духовным лицом.

Вплоть до конца XIX в. изучение культа святых в первую очередь подразумевало детальное рассмотрение житий отдельных святых. Отношение к ним также менялось в процессе смены политических и культурно - идеологических установок в Европе. Критическое изучение агиографических сочинений началось лишь в эпоху Нового времени Историю изучения культа святых до XIX в. характеризует Delehae H. The Legends of the Saints: An Introduction to Hagiography. Bruxelles, 1907. P. 5 - 37; Донченко А.И. Роль агиографии эпохи Меровингов в становлении западноевропейской христианской культуры: Автореф. Дибер. М., 1999.С. 4 - 21. . При этом часто преследовались определённые идеологические цели. Протестанты широко использовали жития святых для доказательства мошеннических приёмов церковнослужителей во главе с папой. Католики также активно пользовались материалами агиографии с целью опровержения ложных истолкований её их противниками. Со стороны протестантов культ святых намеренно представлялся в чрезмерно народной фольклорной оболочке. В католической же среде родилась как ответ на эти тенденции знаменитая школа болландистов Болланадисты (по имени иезуита И. Болланда (1596 - 1665 гг.)) - учёные, в течение многих лет осуществлявшие грандиозное критическое издание житий святых («Acta Sanctorum»). с их фундаментальным проектом многотомного издания Acta Sanctorum Многотомное издание житий святых, расположенных по дням их поминовения в праздничной литургии. Издавалось болландистами, включает в себя многочисленные критические комментарии. Всего было издано 63 тома «Acta Sanctorum». Несколько раз было переиздано в конце XIX - начале XX в., однако не полностью. В настоящее время дополнения к томам выходят в Париже и Брюсселе в «Analecta Bollandiana». . Метод их работы отличался чрезмерной скурпулёзностью. Подробнейшим образом исследовалась историческая основа легенды. Велись развёрнутые споры о времени составления тех или иных списков. Прежде всего изучались отдельные жития отдельных святых.

В эпоху Просвещения агиография была совершенно дискредитирована. Сообщения о чудесах расценивались просветителями как откровенный обман и мошенничество. Такое давление сказалось и на католической апологетике, которая пыталась спасти хотя бы историческую основу житий.

Перемены в отношении к агиографии произошли с приходом Романтизма, заинтересовавшегося агиографическими сочинениями как народным творчеством. Однако для перехода на новый уровень изучения житий святых этот период не дал никаких серьёзных результатов.

Применение историко-критического метода в изучении агиографии потребовал историзм XIX в. Однако в тот период жития святых стали восприниматься как исключительно специфический, уступающий по своим характеристикам хроникам и анналам исторический источник, и поэтому он был оставлен несколько в стороне. Однако методология изучения агиографических сочинений достигла значительного прогресса. Была оставлена простейшая критика житий святых с отбрасыванием всех сообщений о чудесах и принятием всего остального как должного. Исследование агиографии было поставлено на уровень подробного филологического анализа. К этому времени относятся имена одних из самых неутомимых исследователей и издателей не только агиографических, но и многих других источников раннего средневековья - Круша Б. и Левисона В.

Во второй половине XIX в. к житиям святых обратились религиоведы, и именно к этому времени относится открытие связи между христианским культом святых и языческими духовными и обрядовыми традициями. Этот поворот вызвал отклик со стороны католической апологетики в лице известнейшего представителя болландистской школы Ипполита Делегэй (1859 - 1941) Delehae H. The Legends of the Saints: An Introduction to Hagiography.; Ibid. Cinq lecon sur la methode hagio graphique. Bruxelles, 1934.. Ко времени его деятельности уже накопилось внушительное количество литературы относительно...

Другие файлы:

Культ святых и его изменения в контексте социально-политического и культурного развития Франкского государства
Личность, деятельность и становление культа святого Мартина Турского. Культ святых в контексте социально-политического и культурного развития Меровинг...

История Франкского государства
Теоретический анализ предпосылок образования и основных этапов развития Франкского государства - одной из самых грозных и воинственных держав, возникш...

Социальные структуры франкского общества по Салической правде
Становление феодального государства на примере франкского. Основные социальные слои франкского общества. Период действия Салической правды. Историческ...

Культ святых в исламе
В книге рассматриваются основы исламского культа святых, возникшего на основе традиционных доисламских верований....

Эволюция институциональной теории
Общая характеристика и основные аспекты институционализма. Структура стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Первопричины со...