Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Даосизм в современном Китае

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Даосские требы как основа ритуальной деятельности даосов современного Китая. Даосские молебны (гункэ) - обязательная повседневная ритуальная практика даосских монахов. Особенности получения священного сана даосами КНР, церемония Принятия обета (Чуаньцзе).
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • 1. Даосские требы
  • 2. Даосские посты
  • 3. Даосские молебны
  • 4. Даосские праздники
  • 5. Получение священного сана даосами КНР
  • Список литературы

Введение

Культовые системы являются средоточием жизни любой религиозной общности. В них, преломляясь, находят внешнее выражение доктрины, самосознание и духовное состояние верующих, формы общественной организации, этнокультурные традиции, природно-географические и социальные условия В ритуальной практике таинственно соприкасается мир вещественный, зримый, со сверхъественным, чудесным. Даосские обряды, пройдя многовековой путь развития от примитивных языческих ритуалов шаманского типа до сложных, многоэтапных и продолжительных монастырских служб, приобрели чрезвычайно разнообразные формы. Вместе с тем ритуальная практика даосов до сих пор остается наименее изученной как отечественными, так и зарубежными синологами. Выделяются следующие основные формы ритуальной практики даосов: требы, посты, молебны, праздничные службы и церемонии получения священного сана.

Даосские требы

Даосские требы -- основа ритуальной деятельности даосов современного Китая. Они подразделяются на две группы. Первая -- службы испрошения счастья, благополучия и искоренения бед. Поводом для их проведения служат рождение ребенка, создание новой семьи, постройка дома, желание выздоровления или продления жизни, природные и социальные катаклизмы и т. д. Ко второй группе относятся службы проводов и поминовения покойных. В отличие от первых, они проводятся вечером или ночью. Все религиозные обряды, входящие в состав треб, классифицируются как янские -- «чистые» (цин) и иньские -- «темные» (ю), количество тех и других примерно одинаково. В обиход культовой деятельности школы Совершенной истины входит более 40 обрядов, а школы Правильного единства -- более 30. Один и тот же обряд в разных местностях может иметь существенные особенности. Это наиболее характерно для культовой деятельности школы Правильного единства, более тесно связанной с локальными народными традициями.

В благоиспросительных службах распространены обряды, в которых при обращении к святым и бессмертным составляются прошения, по форме напоминающие официальный документ. К ним относятся «Передача прошения» (цзиньбяо) и «Отправление прошения посредством амулета».

При передаче прошения текст записывается на желтой ритуальной бумаге в строгой последовательности и определенной стилистической форме, свертывается в свиток и помещается в короб с надписью 6 направлении его в Небесный дворец. Сожжение короба со свитком символизирует вознесение просьбы на Небо. Сама же «передача послания» святому или бессмертному осуществляется священнослужителем посредством сложного психотехнического процесса.

Другой обряд -- «Отправление прошения посредством амулета» -- характерен для школы Правильного единства. В ходе одной службы составляется 12 текстов-прошений (вэньшу). Их начертывают кистью, применяя только уставное письмо. В строго определённом порядке следуют адрес, возраст, дата рождения, суть и повод обращения просителя. Внизу ставится его личная подпись, возглавляющий службу даос обводит ее красной тушью. Заключительный текст (гуаньвэнь), обобщающий содержание и цель написания всех прошений, помещается над ними. Послание «направляется» в Небесный дворец маршала Вэнь Юаня через бессмертных генералов, которых призывают к алтарю при помощи амулетов и заклинаний.

Говоря о религиозной практике школы Правильного единства, необходимо отметить особое место амулетов -- магических знаков, начертанных на персиковой дощечке или на бумаге. Считается, что они передаются достойным людям удивительными способами: начертанными на небесах, камнях и т. д., либо непосредственно от божеств и бессмертных. Традиционно считается, что каждому явлению видимой и невидимой природы соответствует свой амулет и заклинание, без которого он не имеет силы. Поводом к его изготовлению может служить любая жизненная ситуация.

Создание амулета -- сложный сокровенный процесс, требующий от даоса глубоких знаний и мистического опыта. В период правления династий Северной и Южной Сун техника начертания амулетов получила новое развитие, гармонично объединившись с практикой внутренней алхимии. Это таинство совершается в спокойной, уединенной обстановке. Время и место изготовления также оказывают существенное влияние на действенность амулета Достигнув посредством дыхательных упражнений гармонии между Небом и Землей, даос погружается в особое созерцательное состояние, в котором визуализирует бессмертных и, произнося заклинания, пишет магические формулы. Затем при помощи психотехнических приемов он переносит «внутренний свет» из своего тела в созданный амулет. Существуют два способа применения полученных от священнослужителя амулетов: сожжение с последующим приемом внутрь разведенного в воде пепла и постоянное хранение их при себе или в жилище. Являясь традиционной формой религиозной деятельности даосов школы Правильного единства и представителей синкретических народных верований, амулеты и в наши дни пользуются популярностью в различных слоях населения Китая. Наиболее систематизированы и распространены в народе амулеты школы Линбао (горы Гэцзаошань).

Даосские заклинания (чжоу) являются важнейшей частью даосской практики школ Правильного единства и Совершенной истины. Они необходимы не только при создании амулета, но и в повседневных обрядах, требах, при лечении больных и т. д. В Даосском каноне приведено более 10 тысяч различных заклинаний. До сих пор они остаются малоизученными и несистематизированными.

Службы, связанные с проводами и поминовением усопших -- одна из важнейших составляющих даосского культа. С периода правления династий Сун (960-1279) и Юань (1279-1368) заупокойные обряды приобретают главенствующее значение в ритуальной деятельности даосов среди населения. Эти требы широко распространены в центральных и южных провинциях КНР, особенно в сельской местности.

Погребальные традиции китайцев органически связаны с культом предков. Он является основой духовности и во многом определяет образ жизни всех Слоев общества. Несмотря на конфуцианскую окраску социально-этического аспекта культа предков, внутренняя сущность его, безусловно, даосская. Она основывается на архаичных представлениях китайцев о семи «животных душах» (по) и трех «разумных» (хунь), их посмертной трансформации в «духа» (шэнь) и «призрака» (гуй), дальнейшем переходе первого на Небо, а второго -- в преисподнюю, связанную в народных представлениях с горой Тайшань4 и столицей подземного царства Фэнду. Большое значение имеет вера в возможность посмертного влияния предка на судьбу своих потомков. Архаичные представления, характерные для ранних форм религии, были переосмыслены в даосизме и стали важнейшей составляющей его доктрины бессмертия, послужившей основой для развития даосской ритуальной практики в целом и заупокойных служб в частности.

К иньским заупокойным обрядам относятся: жертвоприношения одиноким духам (цзигу), умилостивление голодных духов (шиши), открытие пути (кайлу), отвержение преисподней (поюй), перевод через мост (дуцяо), перевод на берег спасения (шэчжао) и др. Среди многочисленных способов спасения и вызволения «разумных» душ (хунь) умершего из преисподней выделяются два.

Первый способ основывается на создании священнослужителем во внешнем мире особого ментального пространства -- «темного края». Даос «приглашает» к алтарю святых и бессмертных, в числе которых непременно должны быть Небесный достопочтенный Тайи и три чиновника. Потом следует сложный и опасный путь сошествия священнослужителя с приглашенными святыми и бессмертными в преисподнюю. У врат нижнего уровня они вызывают души и возносят их на Небо.

Второй способ основан на представлении о единотелесности и тождественности человека и Вселенной. Весь процесс спасения происходит в микрокосме -- теле священнослужителя. В точке Нивань, на макушке головы, локализуется Небесный достопочтенный Тайи. Над ним возвышается Небесный дворец (Тяньгун). Под обеими почками располагается преисподняя (Фэнду). Огненная палата (хофу) находится во дворце сердца (синьгун). Используя энергию ци пяти плотных органов (уцзан)5 своего тела, служитель культа придает душам хунь умерших определенную нематериальную форму. После этого, зажигая в сердце «бессмертный огонь» и вызывая в почках циркуляцию «чистой воды», он сосредоточивает внимание на центральной области между двумя почками -- точке концентрации истинной ци, которая быстро увеличивается до размера большого «солнечного круга». Далее происходит слияние огня с «чистой водой»; вода поднимается в нефритовый пруд (юйчи), а солнечный круг приближается к дворцу сердца, из которого, возникнув, распространяется «светящийся огонь». Души хунь с радостью бросаются в него и выходят преображенными в виде младенцев в одеяниях бессмертных. «Светящийся огонь» угасает. Следом за этим даос стремительно переносит огонь сердца в точку Нивань и при помощи бессмертных возводит души на Небо.

Оба способа вызволения душ хунь умершего, из преисподней представляют собой сложный психотехнический процесс, без которого невозможно самосовершенствование даосов.

Даосские посты

Даосские посты (чжай) по сей день сохраняют свое очистиуеяьное значение в религиозной жизни китайцев. Они проводятся во время праздников и памятных дн...

Другие файлы:

Верования в Китае
Конфуцианство как одна из самых древних, сохранившихся до нашего времени религий. Даосизм - учение в Китае, включающее элементы религии и философии. О...

Даосизм и алхимия в традиционном Китае

Развитие Китая
Китай как настоящий кладезь мировой культуры. Конфуцианство и даосизм. Шанхай и Пекин как огромные мегаполисы ХХ века. Духовная культура и искусство в...

Религиозный даосизм
История возникновения и основатели даосизма. Учение философа Лао Цзы: понятия дао, энергии ци, сил инь и ян. Даосизм как государственная религия Китая...

Культура древнего Китая
Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до нашей эры. В ранний период правления династии власть бы...