Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Создание электронного учебника по дисциплине "Численные методы"

Тип: дипломная работа
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Электронный учебник как средство самообразования. Основные этапы проектирования электронного учебника. Методика использования электронных учебников. Язык гипертекстовой разметки HTML. Структура электронного учебника по дисциплине "Численные методы".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Методика проектирования и использования электронного учебника в процессе обучения

1.1 Электронный учебник как средство самообразования

1.2 Основные этапы проектирования электронного учебника

1.3 Методика использования электронных учебников в образовательном процессе

2. Создание электронного учебника по дисциплине «Численные методы»

2.1 Язык гипертекстовой разметки HTML - язык для создания электронного учебника

2.2 Структура электронного учебника по дисциплине «Численные методы»

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы. В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники и самоучители.

Однако создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет - технологий, является непростой технологической и методической задачей Тем не менее индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости. К примеру, компьютерные средства обучения полезны при самостоятельной и индивидуальной работе, они очень важны для личностно - ориентационной системы обучения.

В этой связи актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования концепции построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников.

Учебник - это основной инструмент обучения, «книга, предназначенная для обучения определенному учебному предмету, содержащий систематическое изложение знаний, подлежащий обязательному усвоению учащимися».

Электронный учебник - в большей степени инструмент обучения и познания, а его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в линейных технологиях и коммуникационных системах.

В отличие от классического «бумажного» варианта учебника, электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Учебно-информационный текст электронного учебника должен быть четко иерархически сконструирован по содержанию. Верхний уровень иерархии отражает основные понятия и концепции предметной области. Более низкие уровни должны последовательно детализировать и конкретизировать эти понятия. При этом необходимо четко обозначить определения, примеры, объекты и утверждения. Многоуровневость позволит изучать предмет с различной степенью глубины.

Выбранная тема дипломной работы «Разработка электронного учебника на примере дисциплины «Численные методы» для овладения навыками создания электронно - информационных ресурсов» является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебнике несомненно есть, а самих учебников по данной дисциплине либо совсем нет, либо их количество крайне недостаточно.

Степень разработанности темы. Электронный учебник так же рассматривался Тевелевой С.В., Неботовым В.Д., Лаврентьевым В.Н.

Цель работы: разработать электронный учебник на примере дисциплины «Численные методы» для овладения навыками создания электронно - информационных ресурсов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение проектирования и использования электронного учебника в процессе обучения;

- создание электронного учебника по дисциплине «Численные методы».

Объект исследования: методика создания электронного учебника.

В зависимости от уровня знаний обучающегося по различным темам учебного курса синтезируется алгоритмом обучения, представляющего собой последовательность изложения учебного материала различного уровня сложности.

Предмет исследования: содержание курса численные методы.

Эмпирические источники. Результаты собственного исследования, проведенные на пятом курсе в период всего курса на базе Нефтеюганского муниципального института.

Апробация результатов исследования. Апробация электронного учебника проходит в Нефтеюганском муниципальном институте на четвертом курсе.

Научная и практическая ценность работы. Научная и практическая ценность работы заключается в создании электронного учебника и его использование для изучения курса по дисциплине «Численные методы».

Положения, выносимые на защиту. Компьютерный электронный учебник является универсальной и необходимой формой для обучения студентов. При помощи программы на деле осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту. Многоуровневость позволяет изучать предмет с различной степенью глубины. И наконец, использование нетрадиционных форм подачу и контроля материала оживляет и создает благоприятную обстановку в учебной группе.

Структура дипломной работы. Дипломная работа в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

1. Методика проектирования и использования электронного учебника в процессе обучения

1.1 Электронный учебник как средство самообразования

Давно, была обнаружена зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около четверти его, если информация была представлена визуально - около трети, при комбинированном воздействии (зрительном и звуковом) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение материала повышалось до 70%. Активные методы обучения, используемые в электронных учебниках применяют эту зависимость. Основное отличие электронного учебника от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между студентом и компьютером [42, с. 56].

Термин «самообразование» означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Самообразование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

Электронным учебником называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса.

Начиная с 1998 г., появилось много работ, в которых рассматриваются проблемы разработки электронных учебников, несколько меньше - использование электронных учебников в учебном процессе. До сих пор основными создателями электронных учебников являются программистские коллективы, для которых важно заявить о себе в качестве разработчиков мультимедийных продуктов. Они вовсе не задумываются о том, как можно использовать разработанный продукт в учебном процессе. Им кажется, что они вложили в продукт все, что могли: электронный учебник богато иллюстрирован, есть гипертекст, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и т.д. Удивляет только одно: разработанный продукт почему-то не используется ни учителями, ни школьниками [46, c. 68].

Важнейшее условие повышения эффективности обучения - психологическая, теоретическая и практическая готовность студентов к самостоятельной работе. В то же время известно, что уровень довузовской подготовки студентов очень низкий. Поэтому от преподавателей высшей школы требуется доучивание их методам самостоятельной работы путем формирования культуры учебного труда, что позволит будущему специалисту не только адаптироваться к Вузовским условиям обучения, но и создаст предпосылки постоянного профессионального роста в течение всей трудовой деятельности. Сложность решения этой задачи требует постоянного совершенствования учебного процесса и, в частности, постановки самостоятельной работы студентов (СРС) на научную основу.

Электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно - это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю. Электронный учебник представляет из себя совокупность параграфов определенных типов. Эти типы - определения, теоремы, пояснения, примеры, доказательства, алгоритмы и др. В данном проекте разработанная система работает с двумя основными типами параграфов - с определениями и теоремами.

Электронный учебник должен предоставлять аналогичные (близкие к реальности) возможности. В нем, например, можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов, а можно использовать панорамы виртуальной реальности, с помощью которых на экране компьютера можно...

Другие файлы:

Создание электронного учебника по дисциплине "Компьютерные сети"
Разновидности руководств, по которым можно обучаться. Эффективность электронных учебников в изучении программ, требующих ясных и чётких пояснений. Соз...

Разработка электронного учебника по Информатике
Концептуальные основы разработки электронного учебника на основе гипертекстовых технологий. Архитектура учебного пособия. Этапы построения электронног...

Разработка сайта по дисциплине "Информационная безопасность"
Создание электронного учебника в программе Adobe Dreamweaver 9 CS4 и текстовом редакторе Notepad по дисциплине "Информационная безопасность". Разработ...

работа по дисциплине: «Мультимедиа технологии в образовании» на тему: «Создание электронного учебника по русскому языку»

Разработка электронного учебника по дисциплине "Методы и алгоритмы обработки результатов экспериментальных исследований"
Обзор средств создания электронных обучающих систем. Требования к системе проектирования "электронного учебника". Разработка теоретической части и инт...