Программирование и основы алгоритмизации (ведение в исследование операций)
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Курсовая работа
по дисциплине «Программирование и основы алгоритмизации (введение в исследование операций)»
Содержание
Введение
1. Формализация задач
2. Методы решения
3. Решение задачи
4. Решение задачи в среде MS EXCEL
5. Анализ задачи на чувствительность
Заключение
Литература
Введение
Мебельная фабрика выпускает столы, стулья, платяные и книжные шкафы. При изготовлении этой продукции используется два типа древесных материалов (досок). В таблице приведены нормативные затраты на единицу изделия. Объемы наличных ресурсов каждого типа соответственно равны 1500, 1000, 3200. Прибыль от реализации единицы изделия - 60, 25, 140 и 160 р. соответственно.
Существуют следующие условия: столов необходимо произвести не менее 40, стульев - не менее 120, платяных шкафов - не менее 20, книжных шкафов - не более 20. Определить ассортимент продукции, максимизирующей прибыль фабрики в данных условиях. Запас какого типа досок следует изменить в первую очередь и на сколько для увеличения прибыли.
Таблица 1
Ресурсы |
Запас ресурсов |
Затраты |
||||
Стол |
Стул |
Шкаф платяной |
Шкаф книжный |
|||
Доски I типа |
1500 |
5 |
1 |
12 |
15 |
|
Доски II типа |
1000 |
3 |
2 |
6 |
5 |
|
Труд чел./ч. |
3200 |
7 |
5 |
10 |
12 |
|
Прибыль |
60 |
25 |
140 |
160 |
1. Формализация задачи
Операция - обеспечение наибольшей прибыли от реализации выпускаемой продукции мебельной фабрики, при заданных условиях.
Организация операции.
В качестве параметров, описывающих количество каждого вида продукции, примем:
x1 - количество столов, x2 - количество стульев, x3 - количество шкафов платяных, x4 - количество шкафов книжных. Единица измерения - штуки. При этом, имеем условные ограничения: количество выпускаемой продукции не может быть отрицательным, и является целым числом: хi?0, хi-целые числа (i = 1…4).
Оперирующая сторона
Руководство мебельной фабрики, как постановщик задачи. Непосредственный изготовитель продукции (трудовой ресурс) - лица, изготовляющие мебель. Покупатель (или заказчик) - лицо, обеспечивающее существование имеющейся цели. Поставщик материала (используемого ограниченного ресурса) - лицо, принимающее участие в процессе достижения цели.
Лицо, принимающее решение (ЛПР) - индивид или группа людей, которые осуществляют выбор и несут ответственность за принятое решение в соответствии со своими полномочиями, установленными руководством фирмы.
Исследователь операций - лицо, чья работа состоит в рациональной организации процесса, поиска и разработки методов решений поставленной задачи. В данной задаче исследование операций осуществляю я.
Существуют ограничения на количество ресурсов и выпускаемых изделий:
Доски I типа, доски II типа, трудовой ресурс, установленное условие количества изделий. Данные ограничения приведены в системе:
5x1 + x2 + 12x3 + 15x4?1500 - доски I типа.
3x1 + 2x2 + 6x3 + 5x4?1000 - доски II типа.
7x1 + 5x2 + 10x3 + 12x4?3200 - трудовой ресурс.
x1?40 - количество столов.
x2?120 - количество стульев.
x3?20 - количество шкафов платяных.
x4?20 - количество шкафов книжных.
Критерий эффективности
Цель задачи: Определить, какое количество изделий, выпускаемых фабрикой, удовлетворяющих последней системе, будет максимизировать прибыль.
Т.к. Прибыль от реализации единицы изделия - 60, 25, 140 и 160 р. соответственно организации операции и параметров, заданных выше, то целевая функция имеет вид: L(x) = 60x1+25x2 +140x3+160x4 (>max)
Стратегии ОС
Стратегиями оперирующей стороны в данной операции называются допустимые способы расходования ею имеющихся активных средств. В виду поставленной цели и имеющихся у меня в настоящий момент знаний, лучшая и выполнимая стратегия - рассчет оптимального количества изделий. ЛПР может перейти к другим стратегиям, путем введения новых ограничений, и активных средств. Так же можно предположить существование субъективных желаний исполнителя и заказчика, определяющее выбор стратегии ОС. Количество этих стратегий определяется многоугольником решений задачи. ЛПР может принять и выбрать любую из них.
2. Методы решения
Данная задача относится к типу целочисленных.
Экстремальная задача, переменные которой принимают лишь целочисленные значения, называется задачей целочисленного программирования.
При решении полностью целочисленных задач линейного программирования используются:
- методы отсечений
- методы разветвлений
- приближенные методы (даны допустимые решения, хотя и в общем случае неоптимальные)
Небольшая размерность задачи позволяет применить метод динамического программирования и метод сечения Гомори. Т.к. в основе последнего лежит двойственный симплекс метод линейного программирования, позволяющий наряду с нахождением решения, выявить и чувствительность модели к изменению параметров, то решим задачу этим методом.
3. Решение задачи
программирование прибыль мебельный таблица
Цель задачи - получение максимальной прибыли - может быть достигнута несколькими способами. Математическим выражением цели является критериальная функции L, структура которой отражает вклад каждого из способов достижения цели. В сформулированной задаче представлено n таких способов. Под способом достижения цели понимается получение информации о распределении ресурсов для максимизации прибыли. Коэффициент Cj представляет собой удельную прибыль применения j-того способа достижения цели (прибыль от продажи одного изделия j-того типа). Переменные Хj - искомые величины, представляющие собой интенсивность использования j-того способа достижения цели (количество изделий j-того типа).
Для достижения цели имеем: m- виды ресурсов, bi - возможный объем потребления i-того ресурса (максимальное количество древесного ресурса и трудового фактора). Коэффициент aij - расход i-того ресурса для производства одного изделия j-того типа.
Метод Гомори
Решим задачу с нецелочисленными переменными:
Максимизировать
L(x) = 60x1+25x2 +140x3+160x4
при ограничениях
5x1 + x2 + 12x3 + 15x4?1500
3x1 + 2x2 + 6x3 + 5x4?1000
7x1 + 5x2 + 10x3 + 12x4?3200
x1?40
x2?120
x3?20
x4?20
хi?0
Этап 1
Приведем модель к стандартному виду: введем балансовые переменные x5, x6, x7, x8, x9, x10, x11, не имеющие физического смысла для приведения неравенств к равенствам.
Максимизировать
L(x) = 60x1+25x2 +140x3+160x4
при ограничениях
5x1 + x2 + 12x3 + 15x4 + x5 = 1500
3x1 + 2x2 + 6x3 + 5x4 + x6 = 1000
7x1 + 5x2 + 10x3 + 12x4+x7 = 3200
x1 -x8
Программирование и основы алгоритмизации
Второе издание учебно-практического пособия дополнено краткими теоретическими положениями основ алгоритмизации и методами построения алгоритмов. В дос...
Исследование операций. Учебное пособие
Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой курса «Исследование операций». В него включены сведения об основных результатах и алгор...
Особенности преподавания темы "Основы алгоритмизации и программирования" в школьном курсе информатики
История и роль школьного предмета "Информатика". Общие вопросы изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики. Основные метод...
Программирование на языке высокого уровня
Исследование классификации компьютерных игр, двигателей прогресса индустрии для персональных компьютеров. Характеристика общей структуры, протокола и...
Программирование и основы алгоритмизации
Составление математической модели для определения местоположения точки относительно многоугольника. Оформление процедуры расчета расстояния, выбора то...