Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Органы законодательной власти Российской Федерации

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Зарождение элементов представительного правления в Российском государстве IX - XVIII вв. Конституционно правовое положение палат Федерального Собрания. Порядок избрания, состав, компетенция, статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие системы высших представительных органов республиканской России

1.1 Зарождение элементов представительного правления в Российском государстве IX - XVIII вв

1.2 Элементы представительного правления в России при абсолютной монархии

1.3 Система представительных органов государственной власти в период буржуазного развития2

1.4 Развитие представительных органов в советский и постсоветский периоды

Глава 2. Конституционно - правовое положение палат Федерального Собрания

2.1 Совет Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, роль в Федеральном собрании

2.2 Государственная Дума: порядок избрания, состав, компетенция, роль в Федеральном собрании

Глава 3. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы исследования. Современные условия взаимодействия различных ветвей государственной власти в Российской Федерации предъявляют все новые требования к его качеству с целью поиска оптимального баланса между соответствующими органами власти, что способствовало бы реализации таких конституционных принципов, как принадлежность власти народу, ее неотъемлемость, сменяемость, гарантированность, участие населения в ее осуществлении.

Особенности любого периода развития государства получают свое отражение в реализации принципа разделения властей и во взаимоотношении властных государственных структур с главным источником власти -населением. Начало XXI века, как и начало XX, в истории Российской государственности являются переломными этапами, предопределяющими вектор дальнейшего ее развития. Именно на современном этапе актуализируются основные вопросы определения оптимальной модели построения государственной власти, требующие своевременного, а главное -качественного своего законодательного закрепления. При этом внешнее выражение этого закрепления не только должно устанавливать рамки и цели построения такой модели, но и обязано отражать реальное содержание и наполнение механизма государственной власти, важным институтом которого выступает парламент, эффективная и действенная работа которого в значительной степени позволит снять отдельные вопросы социальной напряженности, а в некоторых случаях - спасти от революционных сценариев развития государства в тех или иных исторических условиях. Все это свидетельствует о возрастании роли и значения законодательной власти, а также в целом парламентаризма в конкретных исторических условиях.

Поиск оптимального баланса интересов личности, общества и государства настоятельно требуют как совершенствования процедуры формирования законодательной (представительной) власти, так и повышения качества и эффективности ее деятельности.

Конституционное регулирование парламентаризма в Российской Федерации включает в себя нормы, определяющие не только статус парламента Российской Федерации - Федерального Собрания, выборы депутатов Государственной Думы, формирование Совета Федерации, вопросы внутренней структуры самого Федерального Собрания Российской Федерации и его структурных элементов - Государственной Думы и Совета Федерации, вопросы компетенции каждой из вышеназванных палат и пути их реализации, но и нормы, определяющие направления взаимодействия палат друг с другом и с иными ветвями власти.

Необходимо особо подчеркнуть, что именно на рубеже первых десятилетий XXI века следует говорить о необходимости обновления федерального законодательства, которое закрепило бы возрастающую роль парламентаризма в России в целом и особое положение в нем, прежде всего, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Однако такое реформирование должно основываться на заложенных в Конституции Российской Федерации принципах и исходить из сохранения стабильности Основного закона. Так, в частности, об актуальности вопросов, связанных именно с Государственной Думой Федерального Собрания, свидетельствует регулярность реформирования порядка выборов депутатов данной палаты, которое, как правило, обусловлено поиском оптимальной модели избрания парламентариев, отвечающей требованиям легитимности и представительности. Постоянное реформирование избирательных систем, осуществляемое фактически перед каждыми выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации либо после их проведения, говорит и о необходимости реформирования политической системы.

Тем не менее, ряд теоретических вопросов до настоящего времени остается не до конца решенным. Комплексные исследования конституционно-правового статуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в аспекте организации и осуществления представительной власти как формы народовластия с учетом происходящих законодательных изменений еще далеки от завершения.

Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся в сфере политико-правовой организации и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и определяющие ее конституционно-правовой статус.

Предметом исследования является конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, доктринальные положения о представительной власти, представительных (законодательных) органах власти.

Цель работы состоит в комплексном конституционно-правовое исследование теоретических и практических вопросов формирования и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, особенностей, характеризующих ее конституционно-правовой статус, их нормативное отражение в конституционном законодательстве, а также имеющихся в данной сфере научных взглядов.

Задачами работы является:

- изучить зарождение элементов представительного правления в Российском государстве IX - XVIII вв.;

- исследовать элементы представительного правления в России при абсолютной монархии;

- проанализировать систему представительных органов государственной власти в период буржуазного развития России;

- исследовать развитие представительных органов в советский и постсоветский периоды;

- изучить порядок избрания, состав, компетенцию и роль в Федеральном собрании Государственной Думы;

- проанализировать статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Методологической основой настоящего исследования является формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический и другие способы научного познания.

Теоретической основой являются труды таких ученых, как С.А. Авакьяна, A.C. Автономова, П.А. Астафичева, М.В. Баглая, A.A. Безуглова, H.A. Богдановой, Н.С. Бондаря, О.Н. Булакова, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, В.Д. Горобца, И.В. Гранкина, JI.A. Григоряна, И.Г. Дудко, A.B. Зиновьева, М.Ю. Зубарева, В.Т. Кабышева, А.Т. Карасева, Е.И. Колюшина, Г.Н. Комковой, Е.И. Козловой, А.И. Козлова, А.Н. Кокотова, И.А. Кравца, В.И. Крусса, O.E. Кутафина, М.И. Кукушкина, В.А. Лебедева, В.О. Лучинина, В.Н. Руденко, П.И. Савицкого, A.C. Саломаткина, И.М. Степанова, Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, Н.И. Шаклеина, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, A.A. Уварова, Б.С. Эбзеева и других.

Структура работы включает три главы, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Развитие системы высших представительных органов республиканской России

1.1 Зарождение элементов представительного правления в Российском государстве IX - XVIII вв

История не сохранила подробных сведений о представительном и законодательном процессе Древней Руси. Однако очевидно, что, в силу монархической природы государства, он не мог иметь иной формы, нежели формы актов великокняжеской власти, которые не всегда носили единоличный характер.

Киевское государство по форме правления относится к типу раннефеодальной монархии. Это означает сохранение в составе его органов государственной власти народного собрания (веча). В современной историко-правовой науке идут споры о распространенности веча и его роли в некоторых землях. Что касается его роли в Киевском государстве, то источники не позволяют однозначно ответить на этот вопрос. Одно бесспорно: вече в Киеве не могло претендовать на роль законодательного органа по причине принадлежности этой функции великому князю.

Вече было формой непосредственного участия народа в решении государственных дел. Это было собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни; чаще всего решались вопросы о призвании и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров. В большинстве русских земель вечевые собрания исчезли после татаро-монгольского нашествия.

Во всех русских землях действовали княжеские думы - постоянный совет при князе, в который входили его ближайшие соратники. Как правило, князь не приступал ни к какому серьезному делу, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным.

Боярская дума стала продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходится ни один государь, не исключая и Ивана Грозного. Основными органами власти общегосударственного уровня в этот...

Другие файлы:

Органы государственной власти в России
Характеристика системы государственной власти Российской Федерации. Понятие органов государственной власти, их основные признаки и виды. Органы законо...

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы госуда...

Система органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Законодатель выделяет полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерац...

Органы законодательной власти субъектов РФ в системе государственного управления
Понятие, полномочия и роль законодательных органов субъектов Российской Федерации, принципы их организации и деятельности. Взаимодействие законодатель...

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
Признаки исполнительной власти. Президент Российской Федерации и его полномочные представители в субъектах Российской Федерации. Задачи Государственно...