Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Нарушение конкуренции по праву ЕС: анализ критериев применения ст. 81(1) Договора о Европейском Сообществе

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие "предприятие" в смысле ст. 81 (1) Договора о Европейском Сообществе. Соглашение и решения, принятые объединениями предприятий. Противоправная цель действий в смысле ст. 81(1) Договора. Воздействие на торговлю между государствами-членами ЕС.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

тема: «Нарушение конкуренции по праву ЕС: анализ критериев применения ст. 81(1) Договора о Европейском Сообществе»

Содержание

Введение

Часть 1. Понятие «предприятие» в смысле ст. 81 (1) Договора о Европейском Сообществе

Часть 2. Соглашение и решения, принятые объединениями предприятий в смысле ст. 81(1) Договора о Европейском Сообществе

Часть 3. Картельная практика в смысле ст. 81(1) Договора о Европейском Сообществе

Часть 4. Противоправная цель или противоправный результат действий в смысле ст. 81(1) Договора о Европейском Сообществе

Часть 5. Воздействие на торговлю между государствами-членами ЕС в смысле ст. 81(1) Договора о Европейском Сообществе

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность исследования данной темы предопределена рядом экономических, правоприменительных и доктринальных факторов.

Европейский Союз проводит последовательную политику в области права конкуренции. Прежде всего, она направлена на обеспечение в рамках ЕС свободной конкуренции между предприятиями путем создания эффективного механизма наднационального контроля за недобросовестной деловой практикой, гибкого и последовательного регулирования.

Очевидно, что «в современном промышленно развитом обществе… регулирование конкуренции и монополии, являющихся полюсами современного рыночного механизма экономики, обеспечивает целостность и социальную стабильность общества» Еременко В.И. «Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом» //Диссертация на звание д.ю.н., Москва, 2001, стр. 21..

В рамках права конкуренции ЕС союзные органы и институты сохраняют общий рынок от искажений конкуренции. В противном случае, в первую очередь, ограничиваются внутренние торговые отношения между государствами-членами ЕС. Создание, стирая границы, единого рынка, и поддержание его функционирования теряет смысл, если предприятия будут разделять его самостоятельно, тем самым, откатывая интеграционные процессы назад. Подобные действия, нарушающие конкуренцию, во многом делают бессмысленными усилия государств-членов ЕС по созданию условий для эффективного процесса экономического воспроизводства.

Ст. 81(1) Договора о Европейском Сообществе Далее: ст. 81(1) закрепляет основополагающие нормы права конкуренции ЕС. Они не преследуют цель полного запрета монополистической практики. Их задача состоит в ограничении и контроле за такой практикой, предупреждении или устранении ее неблагоприятных последствий. Следовательно, для того, чтобы понять механизм антимонопольного регулирования Сообществ и Союза необходимо проанализировать критерии, которыми оперирует указанная статья, что и будет произведено в данной курсовой работе. В этой связи работа структурно разделена на 5 частей, которым соответствует каждый из рассматриваемых критериев ст. 81(1).

Часть 1. Понятие «предприятие» в смысле ст. 81 (1) Договора о Европейском Сообществе

В связи с тем, что ст. 81(1) оперирует понятием «предприятие», весьма важным является вопрос определения указанного термина.

Договор о ЕС не содержит определения предприятия. Следовательно, необходим анализ судебной практики и деятельности Комиссии для выявления категории «предприятие». Основополагающее определение указанному термину было дано в деле Hцfner and Elsner v. Macrotron, где Суд ЕС указал, что под «предприятием» в смысле ст. 81(1) понимается любой субъект, занимающийся экономической деятельностью, вне зависимости от его юридического статуса и способа финансирования. Решение Суда ЕС по делу Klaus Hцfner and Fritz Elsner v. Macrotron GmbH', 1991 ECR I-1979 Этот вывод был неоднократно подтвержден в других решениях (Polypropylene, Commission v. Italy и др.). Позже в категорию предприятие были включены корпорации, компании, физические лица, товарищества, торговые объединения, государственные корпорации и кооперативы. Лучина И.В. Право конкуренции Европейского Сообщества (ЕС): Некоторые вопросы практики применения // «Московский центр права» www.notariusy.ru/publisher/c8.htm

Итак, в интерпретации указанной категории, Комиссия и Суд ЕС пошли по пути расширительного толкования, где в основу был положен признак занятия экономической деятельностью, под которой понимается любая деятельность, состоящая в предоставлении товаров или услуг на конкретном рынке Решение Суда ЕС по делу Commission v. Italy, [1987] ECR 2599; EEC Competition Rules - Guide for Small and Medium-Sized Enterprises (European Documentation 1983/1984).

Таким образом, помимо лиц юридических в категорию «предприятие» включены лица физические, в том числе люди свободных профессий. Так, к примеру, в делах Coapi Решение Комиссии по делу COAPI, OJ 1995 L122/37, Reuter/BASF Решение Комиссии по делу Reuter/BASF, OJ 1976 L254, Reyners Решение Суда ЕС по делу Reyners С 2/74, 1974, ECR 631 Комиссия и Суд ЕС пришли к заключению, что агенты по продаже промышленной собственности наряду с оперными певцами, частными докторами, изобретателями, художниками и юристами подпадают под это определение. Служащий по общему правилу, представляя интересы фирмы-работодателя не является субъектом деяний по ст. 81(1). Однако, при возникновении у него самостоятельных экономических интересов, отличных от интересов предприятия, где он служит, данное лицо может попасть в сферу действия нормы ст.81(1) Решение Комиссии по делу Reuter/BASF, OJ 1976 L254.

Профессиональные ассоциации также могут рассматриваться как предприятия в смысле ст. 81 (1), что и было установлено в деле Commission v. Italy Решение Суда ЕС по делу C-35/96, Commission v. Italy, [1998] ECR I-3851, где Суд ЕС указал, что несмотря на свою публичную природу, Национальный совет таможенных агентов нарушает норму права, содержащуюся в ст. 81(1). Суд ЕС еще раз подтвердил свою позицию в деле Wouters Решение Суда ЕС по делу Wouters v. Algemene Raad van de Nederlandse Orde van Advocaten [2002] ECR I-1577, где решения Ассоциации баров Нидерландов были признаны решениями предприятия в смысле ст. 81(1). Отсюда можно сделать вывод, что, несмотря на делегирование Ассоциации права отстаивать законные интересы других предприятий, ее решения сами по себе могут нарушать конкуренцию.

Однако, в деле AlbanyРешение Суда ЕС по делу AlbanyInternational BV v. Stichting Bedrijfspensioenfonds Textielindustrie [1999] ECR I-5751 Суд ЕС принял иную позицию по вопросу соглашений между организациями, представляющими работодателей или работников, указав на то, что достижение социальных целей, ради которых заключаются такого рода соглашения может быть серьезно подорвано, если применять к указанным соглашениям ст. 81(1). Очевидно, что институты ЕС в данном случае придерживаются четко прослеживаемой позиции превалирования социальных целей над свободой конкуренции, что нашло свое отражение, в частности, в ст. 81 (3). Аналогичное решение было принято и по делу AOK Bundesverband v. Ichytol-Gesellschaft Cordes, Hermani & Co Решение Суда ЕС по делам C-264/01, C306/01, C-354/01, C-355/01 AOK Bundesverband v. Ichthyol-Gesellschaft Cordes, Hermani & Co. [2004] ECR I-2493 , где фонды здравоохранения в связи с отсутствием в их деятельности цели извлечения прибыли, были изъяты из сферы действия ст. 81(1).

Необходимо отметить, что ни национальность, ни месторасположение предприятия не имеют значения для применения к нему норм права конкуренции ЕС. Даже тот факт, что организация не ставит целью извлечение прибыли или другой экономической цели не исключает ее из сферы действия ст. 81(1), если при этом она занята любым видом экономической деятельности.

В понимании ст. 81(1) государственные компании могут рассматриваться в качестве предприятий, но только в той мере, в какой они осуществляют коммерческую деятельность. В противном случае, при осуществлении ими функций субъекта публичного права, применить к ним положения данной статьи не представляется возможным.

Можно сделать вывод, что для смысла ст. 81(1) не имеет значение частное ли предприятие или государственное, что подтверждается рядом дел: Hцfner, Banchero Решение Суда ЕС по делу Banchero [1995] ECR I-4663 и т.д. Единственное исключение для государственных предприятий сделано в случае осуществления ими функций органа власти.

Примечательно, что выполнение негосударственной организацией функций в публичных интересах также ставит ее вне рамок применения ст. 81(1). Так в деле Cali e Figli Решение Суда ЕС по делу Diego Cali & Figli v. Servizi ecologici porto di Genova SpA [1997] ECR I-1547 Суд ЕС вывел формулировку «осуществление задачи в публичных интересах, которая является частью основных функций государства» («task in the public interest which forms part of the essential functions of the state»). В указанном деле частная компания не была признана предприятием в смысле ст. 81(1), так как осуществляла борьбу с загрязнением морской среды и тем самым выполняла часть функции государства по охра...

Другие файлы:

Практика применения хозяйственными судами последствий расторжения договоров
Существенное нарушение договора одной из сторон. Расторжение судом договора по требованию другой стороны. Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного...

Франчайзинг как особый вид организации бизнеса
Экономическая сущность, преимущества и недостатки франчайзинга, история его развития. Ознакомление с содержанием и правилами составления договора комм...

Роль кредитного договора в современном гражданском обороте
Анализ современной системы кредитования и ее правовых особенностей. Форма кредитного договора, порядок его заключения, изменения, исполнения и расторж...

Основные правовые условия заключения договора поставки
Анализ теоретических положений гражданского законодательства РФ и практики применения договора поставки. Порядок и форма заключения договора поставки....

Договор буксировки
Внутреннее водное (речное) право России. История развития договора буксировки. Соотношение договора перевозки и договора буксировки. Содержание догово...