Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Франчайзинг как особый вид организации бизнеса

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Экономическая сущность, преимущества и недостатки франчайзинга, история его развития. Ознакомление с содержанием и правилами составления договора коммерческой концессии. Принципы регулирования франчайзинга в США, Европейском Сообществе и в Украине.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Франчайзинг как вид организации бизнеса

1.1 История развития франчайзинга

1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга

1.3 Франчайзинговый договор

РАЗДЕЛ 2. Франчайзинг: международный и отечественный опыт

2.1 Регулирование франчайзинга в США

2.2 Регулирование франчайзинга в Европейском Сообществе

2.3 Регулирование франчайзинга в Украине

РАЗДЕЛ 3. Перспективы франчайзинговых договоров в Украине

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

франчайзинг договор коммерческий концессия

ВСТУПЛЕНИЕ

Темой данной курсовой работы есть "Франчайзинг как особый вид организации бизнеса".

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью, теоретической и практической значимостью поиска эффективных форм регулирования франчайзинга.

Целью работы является определение экономической сущности франчайзинга; определение проблем в развитии франчайзинга, а также выяснение его перспектив развития при нынешних условиях в Украине.

Задача курсовой работы заключается в детальном рассмотрении основ функционирования франчайзинговых сетей, определение особенностей франчайзинга, его распространение в Украине.

Предметом исследования работы есть сам франчайзинг как вид организации бизнеса, а также субъекты франчайзинговых отношений.

Для написания данной курсовой работы были использованы законодательные акты, учебные пособия, периодическая литература, а также Интернет-ресурсы.

Современное состояние экономики, ее интернационализация обусловливают неоюходимость разработки организационно-экономических основ формирования интегрированных форм бизнеса. Особенно ярко эта тенденция просматривается применительно к предприятиям, функционирующим в условиях спада производственных и финансовых показателей, когда каждый производитель желает направить внимание потребителей на свою продукцию.

Поэтому одним из приоритетных направлений является разработка организационно-экономического механизма формирования, становления и развития франчайзинговой формы организации бизнеса. Такая необходимость связана с состоянием предпринимательской деятельности в стране.

Франчайзинговая форма организации бизнеса активизирует деятельность предпринимателей, а это требует необходимых разработок и обоснования принципов и культуры взаимоотношений, распределения функций управления между партнерами, информационного обеспечения всего процесса совместной деятельности.

Сегодня в экономике страны франчайзинг как интегрированная форма бизнеса является относительно новым явлением, для которого необходимо выработать основные теоритические и методологические позиции.

РАЗДЕЛ 1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ВИД ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

1.1 История развития франчайзинга

Термин "франчайзинг" происходит от французского слова "frachise", что означает "льгота, привилегия, право участия", - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации [2; с.11].

Нечто подобное тому, что сейчас называют франчайзингом, сушествовало и раньше, еще в давние времена. Это была некая система, в соответствии с которой предоставлялись определенные права или делегировались определенные полномочия в обмен за плату. Примером такого "франчайзинга" может служить баронская система в Англии, когда король предоставлял права баронам по сбору и подсчету налогов. Система гильдий, существовавшая в Лондонском Сити, была также своеобразной фирмой франчайзинга. Так, членство в ливрейных компаниях Лондонского Сити предоставляло таким членам множество различных привилегий. Обычным методом вступления в ливрейную компанию было поступление в ученичество, которое, по его утешному окончанию, предоставляло статус фримена (free man), т.е. гражданина, который получал право служить любому господину или самому себе. Такая компания разрабатывала, утверждала, а также защищала стандарты производимых товаров и предоставляемых услуг и эффективно ограничивала конкуренцию. По сути, членство в компании давало право работать в пределах Лондонского Сити, но только в соответствии со стандартами, выполнение которых тщательно проверялось. Без членства в ливрейной компании невозможно было иметь магазин или торговать в пределах Сити. Можно сказать, что ливрейные компании предоставляли своим членам франшизу по торговле в Сити в соответствии со стандартами, которые должны были однозначно соответствовать и ассоциироваться с членством в такой ливрейной компании. Итак, элементы правоотношений, которые мы сейчас называем франчайзинговыми, были давно. Однако только с широким развитием товарно-денежных отношений в эпоху так называемой "второй волны" или эпоху индустриальной цивилизации франчайзинг получил свое широкое признание и применение в повседневной практике предпринимательской деятельности.

До появления сложных, многоуровневых и разветвленных систем сбыта производители товаров контактировали непосредственно с покупателями (потребителями) этих товаров, и с целью их сбыта производителями практиковались различные методы: от получения заказов по почте и рекламы посредством коммивояжеров (путешествующих торговцев) - до продажи через уполномоченных дистрибьюторов. В США, Англии и других странах, воспринявших английскую систему права, широко распространилась практика называть розничных торговцев определенными товарами агентами, даже если между производителем товаров и независимым розничным торговцем существовали правоотношения обычной купли-продажи. Как правило, в таких случаях в договоре предусматривалось предоставление агенту исключительных прав по продаже определенного товара или определенного перечня товаров на четко определенной договором территории. По мере ужесточения конкуренции, прежде всего -- в сфере сбыта товаров и услуг, по мере ужесточения "борьбы за потребителя", шел процесс усложнения и совершенствования форм и методов сбыта. Именно в этом непрекращающемся процессе совершенствования и возник франчайзинг. И совершенно не случайно, что в современном его виде франчайзинг возник именно в Соединенных Штатах -- стране наиболее развитого капитализма, стране, в которой рыночные отношения существовали и развивались в самом "чистом" виде, с минимальными ограничениями и минимальным вмешательством в них государства. [3; с.3]

В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). Многие исследователи называют именно Исаака Зингера (Isaak Singer), основателя всемирно известной компании - производителя швейных машин, родоначальником современного франчайзинга. С 1851 года его фирма заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы - предтечу современного франчайзингового контракта. Договором подразумевалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.

В 20-х годах в США идея франчайзинга, как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений: оптовик-розничный продавец. Оптовый продавец (или франчайзор) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).

С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга или франчайзинга первого поколения.

В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицен...

Другие файлы:

Франчайзинг в туризме как вариант развития бизнеса
Общее понятие про франчайзинг. Субъекты договора коммерческой концессии. Франчайзинг в международном туризме и в России. Предложения франчайзингового...

Бизнес-план и управление проектами
Административно-правовые формы организации бизнеса: компания с одним владельцем, партнерство, корпорация, бесприбыльные фирмы. Франчайзинг как способ...

Бизнес-план и управление проектами
Административно-правовые формы организации бизнеса: компания с одним владельцем, партнерство, корпорация, бесприбыльные фирмы. Франчайзинг как способ...

Франчайзинг: суть, механизмы функционирования
Определение, основные виды и формы франчайзинга - такой организации бизнеса, при которой предприниматель или компания (франчайзи) приобретает систему...

Франчайзинг и его роль в развитии бизнеса на примере России
В современных условиях франчайзинг уже не редкость. Франчайзинг - это форма бизнеса, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглаше...