Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Государственное управление занятостью населения

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
СодержаниеВведениеПроблема обеспечения занятости населения в период перехода к рыночной организации экономики является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.Статистика свидетельствует, что отмечается повышение уровня официальной (или регистрируемой) безработицы в нашей стране. Если в 1 полугодии 2008 года количество безработных, согласно данным Госкомитета РФ по статистике, составляло 1555,8 тыс. человек, то по итогам 2008 года этот показатель увеличился до 1920,3 тыс. человек. Между тем, общее число лиц, не имеющих работы, немного сократилось. Общая численность безработных в России, рассчитываемая Госкомстатом по методологии Международной организации труда, в 1 полугодии 2008 года составила 5799 тыс. человек, а по итогам 2004 года — 5675 тыс. человек.[7]Актуальность исследования проблем обеспечения занятости населения подтверждается и официальными документами государства. Так, 22.06.1999 года было принято Постановление Правительства РФ N 659 «О мерах по поддержанию занятости населения»1, в котором обращено внимание на то, что при разработке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных целевых и инвестиционных программ необходимо обеспечить увязку мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения.1.Теория занятости населения.1.1 Понятие занятости.Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.Занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности. В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в РФ», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.[6]Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий "занятость" и "деятельность", высказанное в литературе.[5] В сфере общественного и индивидуального производства возможен один вид деятельности - труд. Поэтому, определяя занятость как деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, - не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие "занятость" как "деятельность" нет никаких оснований.Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.1.2 Категории занятого населения.Потребности человека имеют определенную структуру. Изначально следуют физиологические потребности сон, питание и т.д., которые переходят в материальные: нормальное жилье, одежда и др. и духовные: обучение, культурное развитии. Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода. Вместе с тем не только получение материального дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию. Вполне возможно, что, получая образование, гражданин предполагает возможное дальнейшее трудоустройство и приблизительно может представить размер своей заработной платы после окончания обучения. Однако непосредственным мотивом, первостепенной личной потребностью выступает все же не материальная потребность, хотя косвенно она тоже может быть учтена, а потребность в образовании.Более того, поскольку в РФ провозглашается свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и другие характеристики вплоть до состава трудового коллектива. Конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.Вместе с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности.Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее, из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:
  • деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность;
  • деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.
  • Можно определить пять категорий занятых граждан, выполняющих оплачиваемую работу:
  • работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т. п.;
  • самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т. п.;
  • избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность...
  • Другие файлы:

    Государственное управление занятостью населения 2

    Управление занятостью населения в регионе на примере Красноярского края
    Изучение понятия, социально-экономической сущности и структуры занятости населения. Государственное регулирование занятости населения. Агентство труда...

    Государственное управление трудом и занятостью населения
    Разработка мероприятий по обеспечению занятости молодежи в городе Чебаркуле и Чебаркульском районе. Совершенствование деятельности Государственного уч...

    Уровень и структура безработицы в мировой и национальной экономике
    Сущность, виды и экономические последствия безработицы. Государственное регулирование рынка труда на примере европейских стран. Регулирование и управл...

    Методические указания по дисциплине "Управление занятостью"
    Дисциплина "Управление занятостью" является составной частью системы подготовки специалистов в области менеджмента и базируется на совокупности таких...