Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Методика исследования обстоятельств попутных столкновений транспортных средств

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы. Первоначальные следственные действия при расследовании дорожно-транспортного происшествия. Осмотр транспортных средств, причастных к ДТП. Понятие о конструктивной безопасности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Борьба с аварийностью на автомобильном транспорте предусматривает проведение комплекса мероприятий по улучшению условий движения, совершенствованию конструкции транспортных средств и их технического состояния, повышению квалификации и укреплению дисциплины водителей, организованности других участников движения. Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин ДТП и сопутствующих факторов.

Большинство дорожно-транспортных происшествий совершаются по вине водителей транспортных средств, их удельный вес в общем числе происшествий составляют около 75%. Дорожно-транспортные происшествия, вызванные неправильными действиями водителей, не только многочисленны, но и наиболее общественно опасны. Они влекут самые тяжкие последствия, причиняя обществу непоправимый ущерб.

Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Главным управлением ГИБДД, другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается. Значительно остается количество дорожно-транспортных происшествий, с мест которых водители скрылись. Не все автодорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего, раскрыты.

В значительной степени это объясняется отсутствием должного взаимодействия подразделений следствия, ГИБДД, уголовного розыска, низким уровнем научно-технического обеспечения процесса раскрытия и расследования дорожно-транспортного происшествия. Серьезным недостатком остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на раскрытии и расследовании данного вида преступлений, одной из причин которого является отсутствие достаточного количества справочной литературы по вопросам расследования дорожно-транспортных происшествий.

Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных - все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.

Целью дипломной работы является:

Разработать методику исследования попутных столкновений транспортных средств.

Привести общие рекомендации по исследованию попутных столкновений транспортных средств.

1. Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы

1.1. Литературный анализ нормативно-правовых положений

Обеспечение безопасного движения на автомобильных дорогах - комплексная общегосударственная задача. Ее решением занимаются несколько министерств и ведомств: МВД России, Минтранс России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящие в совокупности в систему обеспечения безопасности дорожного движения, деятельность которых с 2004 г. координирует МВД России.

Основополагающее значение в области безопасности дорожного движения имеет Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1], осуществляющий единое правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.

Закон регламентирует основные термины, принципы, государственную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения: основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, права и обязанности всех участников в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и многие другие основополагающие аспекты деятельности.

Нормативным актом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории России, являются Правила дорожного движения Российской Федерации [3].

Важную группу нормативов составляют государственные стандарты (ГОСТы), устанавливающие технические требования по обеспечению безопасности дорожного движения и экологической безопасности. В ГОСТах регламентируются требования к техническим средствам организации дорожного движения (дорожным знакам, разметке, светофорам и т.д.), конструктивной безопасности транспортных средств, токсичным выбросам транспортных средств и уровню шума, производимого транспортными средствами.

В частности, ГОСТ Р 51709-2001 [4]регламентирует:

- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);

- предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;

- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.

Строительные нормы и правила (СНиП) содержат требования по обеспечению безопасности дорожного движения к автомобильным дорогам и искусственным сооружениям (мостам, путепроводам и т.п.).

Отраслевые нормативы по обеспечению безопасности дорожного движения (документы министерств и ведомств) затрагивают деятельность всех структур системы обеспечения безопасности дорожного движения: права и обязанности органов контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, функции и обязанности различных организаций транспортно-дорожного комплекса, должностных лиц по предупреждению ДТП, порядок учета ДТП, требования к медицинскому обеспечению, эксплуатации транспортных средств и т.д.

Международным нормативным документом в области организации дорожного движения является Конвенция о дорожном движении [8],в которой содержатся общие положения и термины по организации дорожного движения, требования к транспортным средствам, водителям, порядок выдачи и образцы водительских удостоверений и условия их использования.

Конвенция о дорожных знаках и сигналах [9]заключена в г. Вене 08.11.1968) регламентирует общие требования к дорожным знакам, сигналам, указателям, разметке дорог.

Конвенции являются документами, определяющими обязательные для выполнения требования подписавшими их сторонами. Помимо Конвенций, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) разрабатывает Правила, Директивы и Определения, которые конкретизируют определенные требования к уровню безопасности дорожного движения.

1.2 Объекты, цели и задачи судебной автотехнической экспертизы

Судебная автотехническая экспертиза представляет собой область инженерно-транспортных и правовых знаний о закономерностях и методологиях формирования и развития научных основ автотехнической экспертизы, ее видов и подвидов, решения задач, возникающих в следственно-судебной практике.

Объектами исследования эксперта-автотехника являются автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и иные самоходные механизмы, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, место ДТП, материалы (документы, вещественные доказательства, детали, механизмы и т.д.), представляемые в распоряжение эксперта [26], [30].

Данные об обстоятельствах ДТП, принятые за основу исследования, называются исходными данными.

Пособия для экспертов-автотехников приводят примерный перечень той информации о ДТП, которая представляется эксперту следователем или судом. Это:

- обстоятельства происшествия, описанные в представленных материалах дела;

- транспортные средства, их агрегаты, узлы и детали;

- сведения о дорожных и погодных условиях, техническом состоянии транспортных средств, о повреждениях, полученных при столкновении транспортных средств или наездах на людей, о характере движения транспортных средств, пешеходов и т.п.;

- сведения, полученные в результате следственных экспериментов, в том числе в ходе исследования транспортного средства и места происшествия;

- данные, содержащиеся в выводах других экспертов (трасологов, медиков, психологов).

Направленные эксперту материалы дела должны быть перечислены в постановлении (определении) о назначении экспертизы.

Эксперту не могут представляться материалы, не приобщенные к делу в установленном законном порядке.

Объекты экспертного исследования нельзя смешивать с исходными данными, которые частично представляются органом, назначившим экспертизу, а частично их выбирает сам эксперт. Так, эксперт-автотехник не ограничен в выборе научно-технических и справочных данных, содержащихся в научно-исследовательской и технической литературе. Он в праве самостоятельно использовать справочные сведения и технические нормативы, рекомендованные методики, а также содержащиеся в научных изданиях, ГОСТах, инструкциях и т.п. документов.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных его участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижен...

Другие файлы:

Геохимия нефтяных попутных газов
В книге приведены сведения о составе и особенностях распределения нефтяных попутных газов для различных районов СССР. Описаны геохимические характерис...

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
Понятие криминологического исследования следов автотранспортных средств. Особенности криминологических исследований следов ходовой части автотранспорт...

Оценка стоимости транспортных средств
Дается описание принципов, законодательной базы, методик и порядка проведения оценки наземных транспортных средств, летательных аппаратов, водных судо...

Экспертиза и классификация грузовых транспортных средств
Проблемы идентификации и классификационные признаки грузовых транспортных средств. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров и...

Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП
Классификация видов столкновений ТС, отвечающая потребностям автотехнической экспертизы, должна способствовать систематизации методов и наиболее полно...