Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Специфика государственной власти

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Оглавление:Введение……………………………………………………………….........2Основная часть:Глава 1. Сущность и социальное назначение государства………..4Глава 2. Функции государства……………………………………...8Глава 3. Понятие и общие черты государственной власти……...12Глава 4. Особенности государственной власти…………………..21Заключение………………………………………………………………..23Список использованной литературы……………………………….........25ВведениеАктуальность темы исследования.Государственная власть - это возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применять принуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционирование определяется противоречивым единством деятельности институтов федерального центра, органов государственной власти субъектов Федерации и негосударственной власти местного самоуправления.С момента разрушения жесткой вертикали государственной власти в России начался процесс функционального передела власти. При этом не были четко определены полномочия государственной власти любого уровня. Региональная суверенизация, основанная на местных законах, порой противоречащих Конституции ., другим нормативно-правовым актам, привела к асимметричности субъектов государственной власти в России, что повлекло за собой ее кризис.При слабости единой вертикали государственной власти отдельные ее институты занимаются не стратегическими функциями властвования, а решением повседневных проблем. Утеря единого государственного интереса, ослабление государственно-властной иерархии, слабость горизонтального поля субъектов государственности ведет к безвластию, неуправляемости процессов общественной жизни. Власть становится смешанной, гибридной, в которой лидеру, отдельным корпорациям и бюрократии принадлежит ведущее место.Тенденции развития государственной власти состоят в изменении соотношения государства и гражданского общества, функциональной роли государства, приоритета права над государством, обострении национальной природы государства при расширении его социальной базы, усилении международно-правовых зависимостей государства, саморазвитии государства как системы со своими элементами.Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении специфики государственной власти.Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
  • рассмотреть сущность и социальное назначение государства;
  • рассмотреть функции государства;
  • дать понятие и рассмотреть общие черты государственной власти;
  • рассмотреть особенности государственной власти.
  • Объект исследования – специфика государственной власти.Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением специфики государственной власти.Основная частьГлава 1. Сущность и социальное назначение государстваСущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием.При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, п...
    Другие файлы:

    Взаимодействие налоговых органов с органами государственной власти в Российской Федерации
    Специфика и проблемы взаимодействия налоговых органов с органами государственной власти. Представление информации в налоговые органы. Налоговые льготы...

    Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации
    Теория и понятие культурной политики. Нормативно-правовые основы реализации современной государственной культурной политики. Проблемы функционирования...

    Органы государственной власти
    Понятие и структура механизма государства и государственного аппарата. Их сходство и различия. Характеристика и функции органов законодательной (предс...

    Власть: социальная характеристика, соотношение государственной и политической власти
    Процесс исторического развития человеческого общества. Появление общества и зарождение первобытной власти. Теория государственной власти. Понятие, при...

    Органы государственной власти в России
    Характеристика системы государственной власти Российской Федерации. Понятие органов государственной власти, их основные признаки и виды. Органы законо...