Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный университет»
Институт экономики и бизнеса
Кафедра экономического анализа и государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Основы государственного и муниципального управления
на тему: «Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации»
Студентки 2 курса
Заочного отделения
Направления 081100
«Государственное и муниципальное управление»
Группы ГМУ-ЗУ-12/1
Шамсутдиновой Алсу Рафиковны
Научный руководитель: доцент кафедры
Слепова Владислава Викторовна
г. Ульяновск
2014г.
Содержание
Введение
Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики
1.1 Теория и понятие культурной политики
1.2 Нормативно-правовые основы реализации государственной культурной политики
Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и субъекта РФ
2.1 Культурная деятельность на уровне Российской Федерации
2.2 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
2.3 Особенности функционирования органов государственной власти в отрасли культуры в Ульяновской области
Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов государственной власти в отрасти культуры
3.1 Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в отрасли культуры
3.2 Концепция развития культуры на период до 2020 года в отдельных субъектах РФ
3.3 Проблемы функционирования органов государственной власти в отрасли культуры в Ульяновской области и пути их решения
Заключение
Список литературы
Введение
Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль -- все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур -- Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу -- она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII -- начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны -- различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение -- хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
Сфера культуры и досуга -- это лицо как государства в целом, так и отдельного региона, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния граждан.
Поэтому управление сферой культуры является важным явлением в социальной политике, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.
Объектом исследования является культурная политика современной России.
Цель - анализ реализации культурной политики региона, выявление путей оптимизации деятельности органов государственной власти в сфере культуры на региональном уровне
Задачи курсовой работы является:
1. дать понятие управления сферой культуры и рассмотреть ее структуру;
2. изучить характерные особенности разработки региональной политики в области культуры;
3. рассмотреть особенности политики Ульяновской области в области культуры;
4. определить проблемы в сфере культуры и пути их решения
Источниковой базой исследования явились положения и выводы, содержащиеся в учебниках, учебных пособиях, монографиях, публикациях в периодических изданиях по проблеме исследования, следующих авторов: Балакшин А.С., Востряков Л.Е., Мухаев Р.Т., Астафьева О.Н., Малик Е.Н., Галуцкий, Г.М., Жидков В.С.
Проблемы реализации культурной политики были широко освещены в трудах: Балакшина А.С. «Культурная политика: теория и методология исследования», Вострякова Л.Е. «Государственная культурная политика: понятие и модели», Астафьевой О. «Культурная политика современной России: процесс поиска», Жидков В.С., Соколов К.Б. «Культурная политика России: теория и история», Дымникова А.И. «Проблемы финансирования культуры».
Но многие вопросы реализации культурной политики остаются явно недостаточно разработанными, как в нормативных актах, так и в теоретической литературе.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», региональное законодательство
Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод анализа и синтеза, метод классификации, исторический, логический, сравнительный, правовой и иные методы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики
1.1 Теория и понятие культурной политики
Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.
Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Право человека и гражданина на пользование достижениями культуры, провозглашенное в ст. 27 «Всеобщей декларации прав человека» закреплено в Конституциях многих стран.
Способность удовлетворять социально-значимые потребности тесно связана не только с уровнем спроса на тот или иной продукт культурной деятельности, но и с ресурсными возможностями (материальными, трудовыми, финансовыми) организаций культуры и искусства.
Политические и социально - экономические перемены, происшедшие в России в последнее десятилетие, выдвигают экономический аспект деятельности организаций культуры на передний план. Важной особенностью современного этапа развития сферы культуры является ее
В настоящее время в сфере культуры функционируют организации, для которых экономический приоритет является естественным. При этом их деятельность также...
Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования
Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования и состояние работы органов муниципального управления в современной Российской...
Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь
Анализ экономики интеллектуальных продуктов. Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы, ее реализация в крупных и ма...
Управление сферой культуры территории
Развитие законодательства в сфере культуры. Основные направления государственной политики в области культуры. Полномочия органов государственной власт...
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства
Правовые основы и практика взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере дорожного строительства. Полномочия федерал...
Специфика кадрового менеджмента в сфере государственной гражданской службы на примере территориальных органов исполнительной власти города Москвы
Анализ составных элементов системы государственной гражданской службы, а также пути совершенствования кадровой политики в территориальных органах испо...