Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Организационно-правовой механизм управления окружающей средой

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕ
  • Понятие организационно-правового механизма управления окружающей средой. Государственные органы управления специальной компетенции в области охраны окружающей среды
  • Понятие и состав земельного фонда Республики Беларусь
  • Задача
  • Список использованных источников1. Понятие организационно-правового механизма управления окружающей средой. Государственные органы управления специальной компетенции в области охраны окружающей средыОсновные направления и принципы экологической политики Республики Беларусь определены законодательными актами в этой области, а также Национальной стратегией устойчивого развития, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 года, которая разработана исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:- Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября . - Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г. - Законы Республики Беларусь: - “Об охране окружающей среды” (26.11.1992 г.); - “О государственной экологической экспертизе” (14.07.2000 г.); - “Об особо охраняемых природных территориях и объектах” (20.10. ., в редакции от 23.05.2000 г.); - “О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)” (23.12.1991 г.); - “Об отходах производства и потребления” (25.11.1993 г., в редакции от 26.11.2000 г.); - “Об охране и использовании животного мира (19.09.1996 г.); - “Об охране атмосферного воздуха” (15.04.1997 г.); Кодекс Республики Беларусь о земле (4.01.1999 г.); - Водный кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.); - Кодекс Республики Беларусь о недрах (15.12.1997 г.); - Лесной кодекс Республики Беларусь (14.07.2000 г.) и другие. Критериальными составляющими законов в области охраны окружающей среды являются следующие положения: - государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в соответствии с действующим законодательством в постоянное или временное пользование юридическим или физическим лицам (исключение составляет земля, которая для определённых целей может передаваться и в частную собственность); - система государственного контроля за состоянием природной среды и рациональным использованием природных ресурсов; - обязательная экологическая экспертиза всех проектируемых объектов хозяйственной и иной деятельности; - платность природопользования; - система мер финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесённого ущерба за счёт нарушителей [6. с. 46].Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются: - приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду; - соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды; - научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; - сочетание национальных и международных интересов в области окружающей среды; - рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимость воспроизводства природных ресурсов и недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека; - гласность в работе, тесная связью с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач. В Республике Беларусь сложилась система как перспективного, так и краткосрочного планирования мероприятий по охране окружающей среды. Основополагающими документами этой системы являются: “Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2001-2005 гг.”; “Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому развитию биологического разнообразия Республики Беларусь”. Разрабатываются и реализуются программы и комплексные проекты по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К ним следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защиту населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, программы “Здоровье народа”, “Ресурсосбережение”, “Питьевая вода” и другие. Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды составляют: Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Совет Министров, а также местные органы власти – областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты. Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в т. ч. и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления. Оно осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области. Местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение. Кроме того, в систему государственных органов управления входят государственные органы специальной компетенции, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь специально уполномочены выполнять природоохранные функции. Основным государственным органом в области природопользования и охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Главные его задачи определены Положением о Министерстве и сводятся к следующим основным позициям: - разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; - осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц; - осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования; - обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению, создание системы образования и воспитания в области окружающей среды, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями; - осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.
    Другие файлы:

    Экологическое право. Курс лекций.
    М.: Консультант Плюс, 2008. — 148 с. Экологическое право как отрасль права. Понятие, система и источники экологического права. Объекты эк...

    Отчет по системе управления окружающей средой ОАО «Осиповичский завод автомобильных агрегатов» (2013)
    В отчете по системе управления окружающей средой за 2012 г. представлена информация о деятельности открытого акционерного общества «Осиповичский завод...

    Основы учения об окружающей среде
    В учебном пособии детально рассмотрены основные понятия об окружающей среде, ее физические и социальные компоненты, проблемы взаимодействия человека с...

    Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды

    Механизм финансирования расходов в сфере здравоохранения РФ
    Изучение организационно-правовой системы управления здравоохранением в России. Источники формирования и характеристика финансовых фондов системы обяза...