Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Избирательные системы и их функционирование в России

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Министерство общего и профессионального образованияРоссийской ФедерацииКазанский Государственный Технический Университет им. А.Н.Туполева. Высшая школа бизнеса “Арго”По дисциплине:Современные социально – политические проблемыНа тему: “Избирательные системы и их функционирование в России Выполнил: студентгр.6321 Ахметнуров А.И. Приняла: Кабанова Л.К. КАЗАНЬ – 2004.Формирование избирательной системы в современной России относится к началу 90-ых годов. Первые демократические выборы в России состоялись летом 1991г., ещё в период существования СССР. В президентских выборах, состоявшихся 12 июня 1991г., из шести претендентов уже в первом туре победу одержал Б.Н.Ельцин. Получив 57% голосов, он стал первым президентом России. Однако некоторые демократические нововведения были применены ещё в период выборов народных депутатов СССР в 1989г., а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов. Именно с этими выборами связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты.Не отвергая значение сделанного в конце 80-ых годов и самом начале 90-х годов, следует же отметить, что принципиально новый шаг в формировании новой избирательной системы в России был сделан осенью 1993г. Именно тогда по Указу Президента Б.Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993г. №1400 был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента – Федерального Собрания.Выборы в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания были назначены этим же Указом на 12 декабря 1993г. Несколько позднее, 11 ноября 1993г., был издан Указ Б.Ельцина о проведении 12 декабря 1993г. Одновременно с выборами в Государственную Думу также выборов в верхнюю палату парламента – Совет Федерации.В промежутке между этими двумя вехами реформы избирательной системы было принято решение о начале преобразования местного самоуправления. Оно проводилось в соответствии с Указом Президента Б.Ельцина «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993г. По этому указу органами местного самоуправления в городах, сельских посёлках и других населённых пунктах вместо распускаемых Советов народных депутатов становились выборные и другие органы местного самоуправления – собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.).Так Россия перешла от Советов к новым органам законодательной власти, избираемым на основе альтернативности и конкурентной борьбы между различными политическими силами.Несмотря на то, что наиболее важные решения по реформированию избирательной системы России были приняты осенью 1993г., этим временем период реформ не ограничивается, а охватывает 1993-1995гг. Но если в самом начале эта система формировалась в соответствии с указами Президента Б.Ельцина (например, «Положения о выборах депутатов Государственной Думы» в 1993г. или « Положения о выборах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в 1993г., исходивших от Б.Ельцина), то в последующем – уже на основе федеральных законов. Прежде всего таких, как «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 апреля 1995г. и одобрен Советом Федерации 4 мая 1995г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят Государственной Думой 9 июня 1995г. и одобрен Советом Федерации 15 июня 1995г., подписан Президентом 21 июня 1995г.), «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме в Российской Федерации».В основе этих законов и соответственно в основе избирательной системы лежат следующие конституционные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.В соответствии с Конституцией РФ (ст.81) и федеральным законом президент России избирается на выборах по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Федеральное Собрание формируется раздельно по палатам и по различным правовым нормам. В Государственную Думу сроком на четыре года избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (один круг – один депутат) и 225 – по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты (называемые нередко партийными списками), выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками (ст. 95-101 Конституции РФ).Если одна часть представительного органа избирается по мажоритарной системе, а другая – по пропорциональной, то это означает, что данный орган формируется по смешанной избирательной системе, а в стране практикуется смешанный или, иначе говоря, комбинированный тип избирательной системы. Именно по этой системе формируется Государственная Дума РФ, и именно эта система используется в нашей стране.В чём смысл и преимущества этой системы? И почему именно она, а не другая применяется в России? Смысл её заключается в том, чтобы выявить наиболее значимые и важные для общества и государства политические фигуры и силы и, создав им условия для работы, способствовать их избранию в представительный орган, будь то парламент страны, автономной республики, края или области. Основное преимущество (в идеале) такой системы состоит в том, что по мажоритарному принципу в депутаты избираются, как правило, наиболее известные, популярные и значимые для той или иной части населения или жителей избирательных округов личности, которые однако, не всегда оказываются самыми подготовленными в профессиональном отношении.Что же касается пропорционального принципа, то преимущество его (опять-таки в идеале) состоит в том, что по нему в органы представительной власти избираются наиболее значимые и популярные общественные силы. Однако с помощью этого принципа выявляются не только наиболее авторитетные среди избирателей на конкретный моме...
Другие файлы:

Избирательные системы современности
Характерные особенности организации избирательной системы. Классификация выборов по территориальному признаку, объекту и времени проведения. Мажоритар...

Избирательные системы
Свободные, тайные и равные выборы как центральный институт демократии. Понятие избирательной системы. Характеристика мажоритарной, пропорциональной и...

Избирательные системы: "плюсы" и "минусы" различных видов
Возможность выбора политических деятелей как главный принцип построения демократического государства. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избир...

Выборы и избирательные системы. Практика выборов в современной России

Избирательные системы, применяемые в Российской Федерации
Ознакомление с особенностями мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Характеристика основных принципов избирательного права. История ра...