Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Основные черты договора возмездного оказания услуг, закрепленных в действующих нормативно-правовых актах Российской Федерации. Основания и виды ответственности за нарушение прав потребителей медицинских услуг на законодательном уровне государства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого в той или иной степени утрачивают значение другие блага. В силу такой значимости этого блага для человека государство и право испокон веков охраняют его от неправомерных посягательств.

Максимального учёта специфики медицинских услуг и их объектов требует правовое регулирование ответственности услугодателя перед пациентом, который может быть заказчиком по договору либо выгодоприобретателем. Такой исполнитель услуг может нести как договорную, так и деликтную ответственность, несмотря на наличие договорных отношений.

Построение гражданского общества, максимальная защита прав граждан требуют адекватного реагирования законодателя в сфере регулирования гражданско-правовой ответственности исполнителя медицинских услуг. При этом должен быть учтён терминологический потенциал медицинской науки и практики. Далеко не все употребляемые в медицинской практике термины находят адекватный "перевод" в цивилистике. С другой стороны, каждое универсально применимое для регулирования сугубо имущественных отношений понятие, особенно в сфере ответственности, нуждается во взвешенной оценке при применении ответственности исполнителя медицинских услуг.

В связи с этим, несомненно, назрела острая необходимость комплексного научного исследования гражданско-правовой ответственности услугодателя при оказании медицинских услуг, а также выявления форм методов защиты прав потребителей медицинских услуг.

Темой данной выпускной квалификационной работы является "Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг". А также необходимость его дальнейшего изучения и широкого, практического применения в Российской Федерации.

Актуальность темы данного дипломного исследования обусловлена сложностью регулирования отношений, связанных с охраной здоровья граждан. С развитием общества институт охраны здоровья претерпевает эволюцию от признания права человека на соразмерное причинение вреда обидчику до комплекса мер, включающего всестороннюю охрану здоровья как в социальной, так и в естественной среде обитания человека.

Институт охраны здоровья представляет собой сложное явление. Отношения, регулируемые нормами этого института, можно условно разделить по смешанному юридико-фактическому критерию на две большие группы. К первой группе относятся действия направленные на предотвращение причинения вреда здоровью (например, санитарные, экологические нормы) и на организацию предоставления медицинской помощи (например, вопросы медицинского страхования). Ко второй группе относятся действия, непосредственно связанные с предоставлением медицинской помощи. Если проблемы регулирования отношений первой группы и в теории, и в законодательстве освещаются достаточно долгое время, то большинство вопросов правового регулирования отношений, связанных с предоставлением медицинской помощи, являются для нашей теории и практики в основном новыми и мало разработанными.

Это связано в первую очередь с тем, что в советский период истории нашего государства система здравоохранения строилась по принципу военного времени, административного контроля и исключительно ведомственного регулирования процесса оказания медицинской помощи. Поэтому отношения между врачом и пациентом имели не гражданско-правовой характер, а административный. Пациент не мог вопреки ведомственным актам изменить по взаимному согласию с врачом условия оказания медицинской помощи, не мог также установить условия ответственности медицинского работника за нарушение его обязательств. Врач нес ответственность за несоблюдение многочисленных ведомственных актов, и ответственность эта была не перед пациентом, а перед государством, либо организацией в виде административных, дисциплинарных или уголовных санкций.

После известных преобразований в российском обществе ситуация в сфере предоставления медицинских услуг изменилась. Административный контроль и централизованная система стали потихоньку заменяться рынком медицинских услуг и децентрализованной системой, состоящей из медицинских организаций различных форм собственности. Это означает, что теперь отношения по предоставлению медицинских услуг должны регулироваться гражданским правом и свободным усмотрением сторон в рамках закона. Первостепенными вопросами становятся проблемы договорного установления условий о качестве, содержании медицинской помощи, об информировании пациента, порядке разрешения споров, а также проблема применения мер гражданско-правовой ответственности. Основной задачей применения мер имущественной ответственности является установление объективных критериев, которые позволят судам справедливо и единообразно решать дела в этой сфере, а также будут одновременно защищать пациентов и врачей от произвола друг друга и от судебных ошибок.

Целью дипломного исследования является проведение правовой характеристики обязательств по оказанию медицинских услуг, прав потребителей при оказании медицинских услуг, и как следствие - их защита.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) рассмотреть различные нормативно-правовые подходы к определению не только обязательств по оказанию медицинских услуг, но и исследовать вопрос о понятии медицинской помощи как предмете обязательств;

исследовать источники права, направленные на регулирование данных отношений в России, и определить пути совершенствования российского законодательства в области защиты прав потребителей;

выделить основные черты договора возмездного оказания услуг и отношений сторон, возникающих из него, закрепленных в действующих нормативно-правовых актах, дать характеристику правовой конструкции данного договора исходя из общих положений гражданского законодательства РФ;

определить основания и виды ответственности за нарушение прав потребителей медицинских услуг на законодательном уровне в Российской Федерации.

Объектом исследования выступает совокупность урегулированных нормами права общественных отношений, возникающих между субъектами договора возмездного оказания услуг.

Предмет исследования - общегражданское законодательство Российской Федерации и специальное законодательство о защите прав потребителей.

Процесс формирования, развития и совершенствования российского законодательства в данной области; особенности нормативно-правового регулирования и противоречия в механизме функционирования института охраны здоровья требуют углубленного изучения.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы, в том числе методы категориального, логического, формально-юридического и историко-правового анализа, конкретно-социологический и другие методы исследования.

Судебная практика по делам о некачественной медицинской помощи свидетельствует об отсутствии решения многих проблем в теории, и о большом количестве пробелов в действующем законодательстве.

Дело в том, что ведомственные акты, традиционно продолжающие регулировать медицинскую деятельность, часто не могут стать объективным критерием для установления качества медицинской помощи. Медицинская помощь является своеобразным искусством, врачу приходится изучать каждый организм и каждую патологию, а затем действовать по обстоятельствам. Это обусловлено тем, что не бывает одинаковых людей, следовательно, одинаковых организмов, патология в каждом организме развивается своеобразно, и лишь отчасти имеет общие закономерности. Поэтому такую деятельность нельзя всеобъемлюще урегулировать ведомственными актами, как, например, действия по уходу за огнестрельным оружием или другим механизмом. Врач в своей деятельности руководствуется канонами медицины. Эти отношения являются фактическими, следовательно, составляют содержание правовых отношений. Юридической формой для этих отношений является договор оказания услуг. В правовом регулировании необходимо учитывать все особенности фактических отношений. В последнее время все больше внимания уделяется вопросам правового регулирования отношений в сфере предоставления медицинских услуг. Развивается законодательство, выпускаются научные работы по данной проблематике. Следует сказать, что авторами работ в этой области в основном являются не юристы, а медики по профессии, что в определенной степени отражается на взглядах авторов при решении правовых проблем. Но и юристу-профессионалу также достаточно сложно разобраться в специфических вопросах медицинского права. Поэтому особенно хотелось бы отметить работы А.В. Тихомирова, являющегося по образованию одновременно врачом и юристом, практикующим адвокатом, автора многочисленных журнальных статей и трех книг о правовых вопросах в сфере медицинских услуг. Также, необходимо отдельно сказать о В. И. Акопове, чьи работы, безусловно, вносят большой вклад в медико-юридическое просвещение как пациентов, так и врачей. Наконец, нельзя не упомянуть Н.С. и М.Н. Малеиных, которые являются одними из пионеров в разработке правовых вопросов в сфере медицинской деятельности. Структура работы направлена на наиболее полное раскрытие выбранной темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Так, в первой главе рассматривается вопрос о правовой характеристике обязательств по оказанию медицинских услуг и их месте в системе гражданско-правовых обязательств, а именно исследуется:

- понятие, значение обязательств по оказанию медицинских услуг;

- виды обязательств по оказанию медицинских услуг;

- источники гражданско-правового регулирования обязательств по оказанию медицинских услуг.

Другие файлы:

Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг
Классификация прав потребителей. Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг: самозащита права, изменение ил...

Защита прав потребителей.
М.: Юстицинформ, 2006. — 248 с. Издание представляет собой учебное пособие по дисциплине «Защита прав потребителей». Структура пособия полн...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ
Становление законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации - история и современный этап. Изучение правовой основы регулирования да...

Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов
1.2 МбИздание представляет собой учебное пособие по дисциплине "Защита прав потребителей". Структура пособия полностью соответствует общегосударствен...

Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения
Общие положения о защите прав потребителей. Сертификация товаров. Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере обслуживания. Защита прав пот...